Ребенок - манипулятор
Вас когда-нибудь посещало чувство, что ваш ребенок управляет вами?Может быть, вы замечали, что с помощью капризов, нытья малыш умеет получить от вас все, что захочет.
Начинающий хулиган
В свои 11 лет Миша имеет крутой нрав. Он толкает других детей, задирается. Расплескивает агрессию вокруг себя. Обзывается, дерется и плюется. Он любит пистолеты, ножи и зажигалки. Миша понял, что смесь из ненависти и страха делает людей управляемыми. Поэтому он стал начинающим хулиганом. Больше всего он не любит авторитеты. От этого учителя и родители попадают под обстрел его неприязни. Его уверенность в себе переросла в самонадеянность. И, кажется, нет вокруг человека, кого бы ни задел этот мальчик.
Как сложится дальнейшая жизнь Миши, зависит от взрослых. В отношениях с такими детьми надо соблюдать ряд правил:
1. Дать возможность "выпустить пар" и переключить на другую деятельность.
2. Использовать положительный телесный контакт.
3. Дать обратную связь, показать, что вы понимаете его чувства.
4. Лишить ребенка "публики".
Её величество - превосходство
Тая - девочка крупная, статная, выше всех в классе. Она заметно отличалась не только ростом, но и знаниями. В классе равных Тае не было. Свои преимущества девочка использовала не всегда позитивно. От ее "тяжелой руки" доставалось мальчишкам - одноклассникам. С одноклассницами тоже не могла найти общих тем. Девочка могла на уроке поспорить с учителем. Школьнице нужна была помощь в преодолении своего "эго".
В отношениях с такими детьми необходимо соблюдать следующие правила:
1. Проговаривать действия ребенка ("Ты только - что меня ударил").
2. Просить помощи и поддержки у ребенка.
3. Переключить на другую тему, задать нелепый вопрос ("Ты за какую команду болеешь?").
4. Поддержать "игру" ребенка, обратиться к нему по имени- отчеству. Довести ситуацию до абсурда.
5. Воздействовать на ребенка через значимого для него человека.
Не бояться быть смешным. Искать, на что он среагирует.
Лиза - "подлиза"
Так получилось, что классный руководитель была единственным человеком, который внимательно слушал Лизу. Девочка всячески старалась обратить внимание учительницы. Говорила ей комплементы, клала в сумку конфеты. При случае держалась за руку любимой учительницы. Подобных детей называют "подлизами".
Ребенок хочет быть ближе. Такое поведение - это разновидность манипуляции.
Взрослому следует соблюдать другие правила:
1. Игнорирование. Показать ребенку, что этот способ поведения неэффективен.
2. Перенаправить действия ребенка в другое русло.
3. Выставить "границы дозволенного".
4. Обучить другим формам поведения. ("Скажи это по-другому"). Говорить о своих чувствах в отношении действий ребенка. Показать ребенку, что мы распознаем его манипуляции.
Угрозы от Розы
Первый раз Роза применила угрозу в 7 лет, когда мама отказалась купить ей самую красивую ходячую куклу. Роза стояла на ограждении балкона и грозилась спрыгнуть вниз, если мама не даст согласие. Ей было очень страшно! Но желание иметь куклу во много раз превосходило этот страх. Её мама пошла на уступки. Так у девочки появилась самая красивая кукла. После девочка грозилась рассказать бабушке, куда мама деньги потратила. Мама все терпела от дочери, потому, что очень ее любила.
Этот способ манипулирования Роза вынесла за пределы семьи. И однажды наелась таблеток из-за того, что её одноклассник не отвечал взаимностью на ее любовь.
Взрослым следует соблюдать определенные правила поведения при таком типе манипуляции:
1. Выяснить серьезность намерений ребенка.
2. Обсудить с ребенком последствия его поступка. (Перспективу).
3. Дать понять, что ребенок услышан, чего он хочет.
4. Использовать юмор, иронию.
5. Разобраться, какой помощи ребенок ожидает от окружающих.
6. Обследовать ребенка у психоневролога.
7. Обратиться за консультацией к психологу.
Мученичество Петра
Со слов мамы, Петя свою жизнь начал со слез. И первые полгода малыш упражнялся в плаче. Мальчик рано обнаружил, что слезы компенсируются вниманием. Он еще не придумал причину своих слез, а его уже утешают, ласкают и гладят. И больше любят. До школы Петя умело использовал свою способность.
В школе свое мастерство применял по назначению. Когда тема урока была сложной, а учитель строгим, Петя симулировал боли в животе. И пораньше уходил домой. По утрам он был так несчастен, что не мог одеться самостоятельно. Во время игр в футбол или в баскетбол часто получал болезненные "травмы". В результате, Петр добился повышенного внимания к себе. Все его жалели, сочувствовали.
Правила поведения взрослых:
1. Разрешить ребенку: "Ты можешь не ходить в школу, а я не пойду в магазин, ужина не будут".
2. Позволить ребенку отложить: "Ты можешь это сделать позже".
3. Объяснить ребенку, что через мучение идет преодоление себя,
собственной лени.
4. Рассказать или показать историю кумира.
Родителями не рождаются, ими становятся в момент рождения первенца.
Таким образом, родительский стаж равен возрасту первого ребенка. Для родителей очень важно почувствовать, что они растут вместе с детьми. Родители спокойны, если могут рассчитывать, что со временем их дети перестанут от них зависеть.
Психологи утверждают, что в возрасте 11-12 лет, должно установиться равновесие между ответственностью родителей и ребенка. В возрасте 20-22 лет, человек может целиком взять на себя ответственность за свою жизнь. Заботиться о себе самостоятельно.
Мария Катаева