Советы психолога

В разделе "Советы психолога" представлены истории из профессиональной деятельности практикующих психологов Центра социальной помощи семье и детям. После прочтения у Вас есть уникальная возможность обсудить интересующие вас вопросы в форуме.

Там, за школьным порогом

Там, за школьным порогом

Переступая впервые порог школы, ребенок делает первый шаг во взрослую жизнь. И от того, как он сделает этот шаг, зависят его успешность, характер, судьба. Наверно, каждый ребенок переступает порог с надеждой, что в школе у него все будет хорошо. Учительница будет красивая и добрая. Одноклассники будут с ним дружить. А учиться он будет на "пятерки с плюсом"!

Не все дети понимают, что школьная жизнь - это, прежде всего труд. Такой же труд, как любая работа взрослых людей, не всегда интересная и не всегда приятная. Ребенок, ожидающий, что школа - это сплошной праздник, будет разочарован, окунувшись в "школьные будни". Многое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе.

Психологическая готовность - это необходимый уровень психического развития дошкольника для освоения школьной программы при обучении в коллективе. Важной составляющей школьной готовности является мотивационная готовность. Самая ценная - внутренняя мотивация, направленная на обучение. Для начала не помешает и внешняя мотивация. Это желание иметь "портфель как у брата" или "красивый розовый пенал".

 История первая: неорганизованный ребенок

Петя детский сад не посещал, таких детей называют "неорганизованными". Поэтому мама не жалела сил и средств на развитие у сына памяти, внимания, мышления. До поступления в школу Петя умел читать и считать. Со слов мамы, он хорошо был подготовлен к школе. Но школьные успехи обходили Петю стороной. В его комнате можно было увидеть множество незаконченных поделок.

В связи с этой историей, важно выделить другой компонент школьной готовности - волевую готовность. От ребенка потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, программа, школьный режим. Важно обращать внимание на то, как малыш реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя ему помочь и обязательно похвалите за результат.

 История вторая. Давай дружить!

Заселили новый дом. Соседи по лестничной площадке были хорошие, интересные. Все лето проводили вместе выходные. В обеих семьях были дошкольницы. Девочки вместе пошли в школу, в один класс. Одна из девочек оказалась более общительной. Она познакомилась с одноклассницами и стала с ними дружить. Её соседка - подруга обиделась и устроила драку в классе. Очень важный компонент коммуникативная готовность. Умение ребенка общаться со сверстниками и с взрослыми. Действовать совместно с другими. Уступать, подчиняться по необходимости. Эти качества помогут адаптации к новой среде. Ребенок должен спокойно себя чувствовать в условиях конкуренции, ведь школьная жизнь - это соревнование!

 История третья. «Белая ворона»

Вася родился болезненным ребенком. В развитии отставал от ровесников. Говорить начал поздно, слова произносил по-своему. Занимался с логопедом. В школу пошел вовремя, в обычный класс. Когда мальчик волновался, искажал слова. Одноклассники над ним смеялись. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и был успешен, важна речевая готовность. Ребенок должен иметь развитый фонематический слух (слышать отдельные звуки в словах). Важно умение общаться в диалоге. Умение задавать вопросы, отвечать на вопросы. Иметь навык пересказа.

Родителям необходимо поддерживать ребенка. Научиться сопереживать с ребенком тяжелые моменты. Надо с ним разговаривать. Интересоваться его мыслями, чувствами. А не только тем, сделал ли он уроки и что ел на обед.

Психологическую готовность к школе желательно определить за год до поступления. Чтобы иметь время изменить то, что нуждается в коррекции.

Психолог Мария Катаева.


Возврат к списку