ЕГЭ or not ЕГЭ?

ЕГЭ or not ЕГЭ? 09.03.2009 ЕГЭ – как много в этом слове для сердца русского слилось… Именно так бы продолжил бы свои строки великий поэт, живи он в наше время. Стены домов в центре и доски объявлений обильно пестрят призывами посетить курсы и занятия репетиторов, но никто не гарантирует стопроцентный успех – так ново это все для нашей области.

Нынешний год - особенный

Этот год для многих учеников особенный. Теперь и школы, и ВУЗы играют по одним правилам, и выпускные экзамены школьников будут пропуском в нужное им учебное заведение. Другое дело – законодательная основа вступительных экзаменов определена на федеральном уровне, но на местах абитуриенты по-прежнему не знают, какие предметы и в какой форме им сдавать. Несмотря на то, что до сдачи первого экзамена остался ничтожный срок, каждый день приносит новые открытия ученикам. Да и не только им. Даже президент нашей страны, взглянув на экзамен по истории образца 2006 года, пришел в ужас – если история преподается в школах на таком уровне, что во всем экзамене всего два вопроса по ВОВ, да и те совершенно глупые и никчемные, то о каком качественном образовании может идти речь? О том, как наша система образования претерпела такие изменения, многие даже не задумываются. «Так решило Министерство образования. Почему? Да не знаю!», - получили мы ответ, спросив на выходе одной из школ.

Под одну гребенку

Учителя, которые уже осознали, что бороться бесполезно, настаивают на том, что так лучше для всех, то что это позволяет узнать свой уровень знаний относительно других и что так расширяются наши возможности для поступления в ВУЗы, как в наши, так и в столичные. Но как можно сравнить знания, если варианты у всех разные, а система такова, что сбои неизбежны, она не настолько хорошо протестирована, да и заданий с двойным ответом немало. А ведь в компьютер будет занесен только один из них.

По мнению Вавилиной Ирины Валентиновны, завуча лицея №135, ЕГЭ способен уровнять шансы абитуриентов крупных городов и маленьких поселков. Теперь в ВУЗы будут набирать студентов только за знания.

 Массовое ЕГЭ – необходимость или бизнес?

На данный момент будущие абитуриенты уже достаточно плотно готовятся, если позволяют средства, разумеется. На ЕГЭ теперь можно неплохо подзаработать – отдельные репетиторы берут по полторы тысячи рублей за час! И, что самое интересное, их услуги находят спрос! (Интересно, чему они за такие далеко немаленькие деньги учат?) И это, не считая курсов в университетах, факультативов в школе, а ведь еще надо учиться, иначе не выдадут аттестат и к тому же экзамену не допустят. Далеко не каждый взрослый человек способен выдержать такое, что говорить о подростках? Уже сейчас у многих нервные срывы и различные неврозы (в 16 – то лет!), а что будет ближе к экзамену? Ведь, как говорится, чем дальше в лес, тем больше дров…

Каждый год, каждый месяц, каждый день ситуация меняется, и когда она приобретет свой конечный вид – совершенно неясно. У каждого отдельного человека – своё видение этой ситуации:

Светлана Александровна, преподаватель УрГУ: «Я считаю, что этими проблемами с ЕГЭ Министерство просто позорит себя. Сегодня написали приказ – завтра отменили. Такого не было и не должно быть никогда».

Елена, ученица 11 класса: ЕГЭ - это нервотрепка. Выпускников так запугали, что половина не сдаст только из-за нервозности по этому поводу! Задания и впрямь сложные, особенно по физике и математике. Такие уже в институтах дают, а нам на ЕГЭ! Во многие школы этого даже не изучали!

Мария, ученица 11 класса: Само ЕГЭ нельзя оценить однозначно. Математика - наугад на тройку натыкать вполне возможно. Русский - с сочинением у меня все в порядке, а все остальное опять же наугад - итог одного балла до 5 не хватило на пробном тестировании. ЕГЭ по обществознанию вполне адекватное, к нему претензий не имею. А вот история... Учить почти бесполезно, потому что встречаются вопросы, которые в школьном курсе вообще не рассматриваются. Самый страшный предмет - физика, мало кому удается хорошо его сдать. Вообще ЕГЭ с одной стороны оценивает знания из разных областей, что невозможно при сдаче экзаменов по билетам, но в то же время в самих тестах хватает некорректных вопросов.

Есть и в ЕГЭ свои плюсы

Но что же получается – все так плохо и некому заступится за учеников? Никак нет! Единый Госэкзамен – палка о двух концах. И есть в нем и позитивные стороны, одна из которых – экзамены придется сдавать только один раз. Раньше все происходило куда «веселее» – 4 экзамена (а еще раньше – семь) в школе, и потом совершенно отдельные – в ВУЗе. И конкурс аттестатов. Все же на экзаменах присутствует такая вещь как человеческий фактор. Учитель, который считал вас законченным троечником, вряд ли увидит в вас перспективного студента. И оценивать будет, уже оглядываясь на все годы, которые он вас знает. Многие школы тянули своих выпускников на медали, чтобы поднимать свой авторитет. Медаль, к слову, так же давала свои привилегии при поступлении. И тот же аттестат далеко не всегда соответствовал реальному уровню знаний, завышая и занижая заслуженные оценки. ЕГЭ в этом плане куда лучше и объективнее. Оцениваются знания на конкретный момент времени, а не суммарный балл за годы обучения. Отсутствие человеческого фактора подавляется даже в части «С» – существуют четкие критерии оценки. И система все время совершенствуется. Ко всему прочему, вы имеете право подать на апелляцию. И хотя процедура довольно сложна, раньше и такого не было. Поэтому если вы правы – вас никто не обманет и не занизит балл. И ученики, которые уже поняли что ЕГЭ – вариант не самый худший, даже рады такому стечению обстоятельств.

Юрий, ученик 11 класса: ЕГЭ по алгебре в новой форме - очень лёгкая штука, на самом деле. Не решат 5-6 номеров только те, кто в школе, наверное, вообще не появляется.

Павел, студент 1 курса: Плюсы в ЕГЭ безусловно есть, теперь в институты будут за знания брать, а не за деньги... А для государства это повышение численности рабочего класса... Как говорится, не можешь работать головой - работай руками...

Екатерина, ученица 11 класса: ЕГЭ хорош тем, что вузам теперь проще принимать абитуриентов, а в остальном, наверное, минус.

Чем дальше в лес, тем больше дров

Но какое бы ни было мнение, выпускники сейчас живут в постоянном напряжении. Бывает, происходящее доходит до абсурда– будущие журналисты в течение месяца каждый день получали новую информацию относительно вступительных экзаменов на журфак. Целый месяц люди провели в постоянной нервотрепке, информационном голоде и поисках репетиторов, и только к февралю все более-менее успокоилось. Но им, как и абитуриентам театральных ВУЗов, придется попотеть больше прочих – творческий конкурс как экзамен не зачли, и сдавать его придется помимо трех основных. На днях произошел забавный казус – всем ученикам нужно было оформить свои заявления о сдаче экзамена до 1 марта. Все было сделано, но 1 марта пришла новая форма, и пришлось все «незаконно» переоформлять. И зачем такое счастье?

В западню экзаменов попались не только нынешние выпускники – в программе министерства проводить аналогичные экзамены на базе четвертых классов! Каким образом дети будут учиться, готовится и получать образование, когда каждый день все заново? Я могу понять, как терпят такое выпускники школы– выбора нет, но 4 классы – это явный перебор. Кроме всего прочего, система единого экзамена уже сейчас с легкостью «съедает» 4% федерального бюджета»! Это действительно огромные деньги. А что будет дальше? Видимо, будем изучать Единую Государственную Науку… А там и до строительства Интеграла недалеко. Дальновиден был писатель Евгений Замятин, а нам вот этого качества не хватает. Но каждый день теперь несет в себе множество изменений в прежней жизни, а потому… Посмотрим!

Алевтина Петровна, учитель математики МОУ СОШ №91:

- Сегодня не так много детей, которые смогут прилично сдать ЕГЭ. Специалистами уже посчитано, что не более 3 % сдающих ориентированы на тесты, поэтому и успешных результатов будет ничтожное количество. Через 10-11 лет можно будет говорить о валидности результатов ЕГЭ, так как сдавать его будут школьники, которых с первого класса начнут учить решать тесты. Самое главное, по моему мнению, ЕГЭ – это нарушение прав человека, данная система обезличила всех нынешних выпускников, не являясь альтернативным способом сдачи экзаменов.

Нина Петровна, учитель алгебры в школе 67:

- На мой взгляд, ЕГЭ - задумка неплохая. Беспристрастность, невозможность занизить или завысить балл. Если бы задания ЕГЭ еще и совпадали с заданиями школьной программы - был бы идеальный вариант. Сейчас это не реализовано. Я считаю, что на уровень «4» должно быть то, что в школе проходим, а выше - уже другие задания. Но на данный момент ЕГЭ = лучший вариант. Все готовились к нему столько времени, и если отменят, то вообще непонятно, что произойдет.

Кто создает задания Единого экзамена

Процесс создания заданий ЕГЭ - это сложная многоэтапная процедура. Во многих случаях вариант содержит задания, составленные разными авторами и прошедшие несколько этапов редактирования: после рецензирования специалистами, утвержденными комиссией по ЕГЭ при министерстве, после пилотных испытаний на учащихся.

Что нужно с собой иметь для написания ЕГЭ

-­ пропуск на ЕГЭ (заполненный и зарегистрированный);

­- документ, удостоверяющий личность;

-­ гелиевую или капиллярную ручку с черными чернилами;

­ дополнительные материалы, которые можно использовать по отдельным предметам:

- физика, химия – непрограммируемый калькулятор;

- география – линейка, не имеющая записей в виде формул

 

Дмитрий Комаров,

Наталья ПАВЛОВА

 

На одном из сайтов среди школьников проводится голосование на тему «Как и где лучше готовиться к ЕГЭ».

На спец. курсах - 663 (15.4%)

В институте - 224 (5.2%)

С репетитором - 1805 (41.8%)

Дома - 536 (12.4%)

В школе - 372 (8.6%)

Не готовиться вообще - 716 (16.6%)


Возврат к списку