Корректировка платы за ПРОГРАММА отопление: как должно быть по закону?

Корректировка платы за ПРОГРАММА   отопление: как должно быть   по закону? 15.08.2015

На сегодняшний день появились новые правила порядка перерасчета за услугу «Отопление». Это одна из отложенных частей Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных в 2012 году Постановлением Правительства № 354. Согласно нововведению, с 1 января 2015 года начисления за отопление могут производиться в соответствии с текущими показаниями общедомового прибора учета.

Говоря простым языком, сколько счетчик за месяц покажет, столько по нему и будут выставлять, и потом уже не будет никаких корректировок. Как говорится, сколько потребили – столько получили. Январь – самый холодный месяц, и плата за отопление в этот период будет выше среднего. Зато по окончании отопительного сезона станет практически нулевой.

Пока что в большинстве домов, оборудованных общедомовым прибором, плата взымается по объемам за прошлый отопительный сезон, в соответствии со среднемесячным потреблением. При этом раскладе один раз в год должна быть произведена корректировка – в соответствии с фактическим потреблением по показаниям приборов учета.

ХОТЕЛИ УЙТИ В «МИНУС», А ПОЛУЧИЛИ «ПЛЮС»

К сожалению, во многих домах корректировка оплаты происходит несвоевременно, а собственникам приходится по несколько лет ждать перерасчет. В редакцию газеты «Рядом с домом» обратились жители многоквартирного дома по ул. 40 лет Комсомола, 18 А. На протяжении полутора лет они ждут перерасчет за отопительный сезон 2013 года. Кроме того, у собственников возникли разногласия с руководством УК по поводу правомерности произведенной корректировки за отопительный сезон - 2014:

- В этом году в нашем доме была произведена корректировка за 2014 год, не в пользу жильцов. В мартовских и апрельских квитанциях пришлось дополнительно оплачивать по 1000-1500 рублей. Всю прошлую зиму батареи были чуть теплыми, приходилось спать в шерстяных носках, но мы еще остались должны деньги. Вызывали сотрудников УК делать замеры, но, по словам жителей, которые находились на тот момент дома, никаких измерительных приборов в их руках не было. Пришли, потрогали батареи и ушли.

Что же касается отопительного сезона 2013 года, то корректировка за этот период вовсе не была произведена. Я писала заявление с просьбой разъяснить ситуацию на имя генерального директора УЖК «Радомир-Инвест» Алексея Ивановича Филиппова. В своем ответном письме он пояснил, что расчет 2013 года будет произведен в ближайшее время. Но воз и ныне там, - рассказывает жительница Людмила.

В ответе на обращение жителей многоэтажки руководство управляющей компании ссылается на Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, в которых предусмотрена обязанность УК один раз в год производить корректировку платы за отопление (до 1 января 2015 года). Правила гласят, что «по итогам корректировки потребитель доплачивает или возвращает стоимость разности количества потребленной в течение года тепловой энергии за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии».

Как правило, любая УК в свою пользу трактует соответствующий пункт законодательства и по-прежнему считает возможным проводить корректировку размера платы за отопление один раз в год. Кроме того, прямого запрета в Правилах на проведение корректировки не в следующем году, а позже, к сожалению, нет.

Чтобы разобраться в конкретной ситуации, мы решили обратиться к закону.

Сам факт проведения корректировки осуществлен в полном соответствии с законодательством. Но вот с величиной вопрос спорный. Конечно, когда у нас делают корректировку жителям на «минус», никто не жалуется и не возражает… Но надо понимать, что в трех-пятиэтажных домах затраты на отопление действительно очень большие. Это обыкновенная физика процесса. В «высотках» гораздо меньше требуется тепла на отопление одного квадратного метра. Чем больше дом, тем меньше он «обогревает улицу», лучше сохраняет тепло. В таком доме корректировка как раз может быть на «минус». Маленькие дома в этом смысле гораздо более энергозатратны, у них большие потери тепла. Поэтому, чтобы создать в них комфортные условия для проживания, положенные плюс 20°С, количество тепла необходимо затратить гораздо большее.

Стоит понимать, что начисление за отопление осуществляется либо по нормативу, либо по среднемесячному показателю за прошлый год. Так, если прибор учета работал весь 2013-й год, то, в соответствии с 307-ми Правилами, УК должна была вычислить средний расход за прошлый год ежемесячно (взять весь объем за отопительный период, поделить на количество месяцев отопительного сезона, получить средний показатель), и весь 2014-й год его предъявлять жителям. А по итогам года, сравнив показания общедомового прибора учета за этот год, получить разницу между тем, сколько людям предъявили и сколько должны были предъявить. Таким образом, корректировка идет либо в «плюс», либо в «минус».

Например, собственникам распределили 90 Гкал, а по данным общедомового прибора учета фактическое потребление составило 100 Гкал, следовательно, при перерасчете образуется разница в 10 Гкал, которые они потребили. Если эти данные не были учтены в платежах в течение года, данная сумма подлежит включению в платежный документ и распределению по всем собственникам.

Если же данных за предыдущий отопительный сезон нет, то весь год счета выставляют по утвержденному администрацией нормативу, потом также берут показания прибора учета за текущий год и рассчитывают корректировку.

Между тем в спорных ситуациях, если собственники не согласны с начислениями УК, они имеют право получить полную информацию о начислениях и обратиться за разъяснением ситуации в управляющую компанию. Немаловажным является тот факт, что во время рассмотрения данного вопроса, собственнику не должны начислять пени.

В данном случае на кону - сумма довольно-таки приличная – порядка полутора тысяч рублей с каждой квартиры. И здесь мы можем только посоветовать потребителям, жителям многоквартирного дома, обратиться в суд. Кроме того, стоит помнить, что в случае, если жители не удовлетворены работой своей УК, они могут принять решение о ее смене либо создании в доме ТСЖ.

Каждый собственник имеет право открыто получать полную информацию о начислениях. При возникновении сомнений в строчках платежного документа Вы можете обратиться в управляющую организацию или ТСЖ с просьбой о разъяснениях. Немаловажно, что во время рассмотрения вопроса о перерасчете собственнику не начисляются пени.