Вопросы из зала

Вопросы из зала 15.03.2015 ВОПРОС: И 19 декабря в к/к театре «Космос», и в СМИ, когда речь заходит о реформе местного самоуправления, часто упоминается такое понятие как «расчленёнка Екатеринбурга». Вы что хотите заняться «расчленёнкой»? - Интересно, в чью больную голову пришла формулировка «о расчленении Екатеринбурга на муниципалитеты», если только граждане примут решение о проведении реформы местного самоуправления? У нас, что в городе это самое популярное слово теперь получается - «расчленёнка»? 

Мы уже и так на всю страну прогремели, когда сыщики нашли расчленённый труп пенсионерки Ледовской, в убийстве которой подозревается один из депутатов Екатеринбургской городской Думы. Если внимательно прочесть майские Указы 2014 года Президента Российской Федерации Владимира Путина, нет там никаких формулировок «о расчленении». Федеральное законодательство предполагает передачу части полномочий с общегородского уровня на районный в интересах, прежде всего, жителей данной территории. Естественно, эти полномочия будут подкрепляться финансированием. Видимо, именно потеря контроля над финансовыми потоками больше всего и пугает мэрию Екатеринбурга. 

ВОПРОС: Многих пугает, что наделение административных районов города финансово-экономической самостоятельностью расплодит дополнительно новых чиновников. 

- В районных администрациях после проведения реформы количество чиновников не только не возрастёт, а, наоборот, уменьшится. Потому что вновь избранный корпус районных депутатов «прошерстит» каждую должность: нужна она или нет. Количество депутатов, да, увеличится, но – для пользы дела. На освобождённой основе, по-прежнему, будут работать лишь единицы. Все остальные депутаты, как и сейчас, будут работать бесплатно, потому что само по себе депутатство – очень почётная должность. Одно дело 36 сегодняшних депутатов городской Думы контролирует чиновников городской администрации, и совсем другое – когда после реформы их будет около 180. Здесь уж не скроешь промахов. Может быть, поэтому городская администрация и саботируют реформу – не хотят делиться властью, не хотят контроля за собой. 

ВОПРОС: Говорят, что в Челябинске удачно проходит реформа МСУ. Но почему мы должны равняться на челябинцев? Ведь у них своя специфика, у нас своя. 

- Мы не обязаны равняться на челябинцев, но обязаны изучить их положительный опыт по проведению реформы местного самоуправления, чтобы не повторять ошибок, может быть, в чём-то пойти дальше. А то, что у них можно многому поучиться, в этом думаю, никто не сомневается. Например, проезд в общественном транспорте в Челябинске стоит 15 рублей, там собираются ещё понизить цену за проезд. В Екатеринбурге проезд стоит все 23 рубля, и нас постоянно пугают дальнейшим повышением цены за проезд в общественном транспорте. Так что учиться у соседей никогда не зазорно… 

ВОПРОС: Зачем вы так торопитесь с проведением реформы у нас в городе? Спешка, как известно, нужна лишь при ловле блох. Вот будут новые выборы городской Думы в 2018 году, тогда и проводите свою реформу. 

- А никто и не торопится. Вот сегодня мы не спеша провели Народное собрание жителей Орджоникидзевского района. Изучаем мнения, пожелания этого пласта людей. Затем перейдём в другой район, в третий, четвёртый и т.д. И также не спеша будем анализировать мнения жителей этих районов по поводу проведения реформы местного самоуправления. Специалистами (политологами, социологами, экономистами, психологами и т.д.) будут использованы и другие формы и методы работы. 

ВОПРОС: Многие специалисты считают, что реформа местного самоуправления просто разрушит отлаженную годами, проверенную в «боях», теперешнюю систему организации власти в Екатеринбурге. Это будет крайне необдуманно, экономически нецелесообразно, если в случае разделения уральской столицы эффективность работы органов местного самоуправления только снизится. 

- Нынешняя система управления муниципалитетом уже давно устарела, стала неэффективной и мешает городу цивилизованно развиваться. Она предоставляет массу лазеек для злоупотреблений чиновников своим служебным положением. Нынешняя администрация города у власти сидит уже более 20 лет. Власть, можно сказать, попросту монополизирована несколькими людьми. А ведь даже великий Черчилль или мужественный де Голль так долго не задерживались при власти. Чем же екатеринбургские чиновники заслужили себе «индульгенцию»? Народ как сыр в масле катается? Незаконные автопарковки повывелись? ЖКХ – самое луч- шее в мире? Ни то, ни другое, ни третье… 

Опять же сказываются издержки нынешней системы управления муниципалитетом. Сколько ещё эти люди просидят в своих креслах и кому они нужны? Вопрос остаётся открытым. Поэтому нам как воздух нужна реформа. 

ВОПРОС: Может ли из-за дробления функций между городскими и районными депутатами произойти управленческая суматоха или даже коллапс? 

- Да вас просто запугивают, дорогие граждане, те представители чиновничьего аппарата, кто добровольно не желает уступать свои места более прогрессивным управленцам. Реформа местного самоуправления предоставляет новые «социальные лифты». Прозаседавшихся потеснят те, кто реально заслуживает взлёта карьеры, исходя из огромного потенциала своей личности, а не из-за того, что умеет угодливо подхалимничать перед высокопоставленными покровителями. 

Ротация элиты в Екатеринбурге пойдёт значительно быстрее, а значит, и жить в городе станет намного интереснее. Появится новый экономический и кадровый потенциал ярких, самодостаточных специалистов-личностей. Так что никакого коллапса или управленческой суматохи не произойдёт. Наоборот, всё будет более упорядоченно и целесообразно. 

ВОПРОС: В результате дробления средств крупные города перестанут выполнять роль институтов развития и не смогут решать стратегические задачи, как это было раньше, в условиях, когда средства аккумулировались на уровне городской администрации. Вы этого хотите? 

- Наоборот, появится гораздо больше возможностей для цивилизованного развития Екатеринбурга. Например, нынешняя межбюджетная распределительная система подразумевает движение денег исключительно по вертикали: вверх – вниз. Реформа МСУ позволит вернуть идею межмуниципального горизонтального сотрудничества, когда, к примеру, два района могут объединить средства, для того чтобы построить дорогу или создать локальный рынок сбыта своей продукции и т.д. Многие эксперты настаивают на том, что нужно передать на уровень районов города не только дополнительные полномочия и финансы, но и разрешить им кооперироваться для осуществления проектов. 

Город будет решать общие городские вопросы, глобальные, а район - заниматься «малыми» делами (помойками, тротуарами, столбами освещения и т.д.), которые в настоящее время чаще всего приносятся в жертву общегородским проектам. Современная система местного самоуправления не позволяет развивать район, мешает, например, в частности, развитию образования и здравоохранения, потому что нельзя все организации стричь под одну гребёнку, у каждого района есть своя специфика, которую проще понять, изучить, а затем применить в работе именно районным депутатам. После реформы будет меньше обобщённых формулировок и больше конкретики. На местах лучше видно, какие вопросы в районе нужно решать в первую очередь, а какие могут подождать. 

Конкурентоспособность районов должна возрасти, а значит, и поступления в бюджет, а значит, улучшится и стратегическое развитие города. Районные депутаты – это инструмент воздействия на принятие решений. Люди, действительно, получат возможность влиять на власть и доносить свои идеи не через бумагу и электронную почту, а напрямую, через общение с депутатом, а потом контролировать исполнение своего вопроса. Всё выше перечисленное говорит об экономической целесообразности проведения реформы местного самоуправления у нас в Екатеринбурге. Специалисты собираются проводить реформу не ради реформы, а ради улучшения жизни простого человека. 

ВОПРОС: Захотят ли избиратели жить в районе-муниципалитете, опыт управления которым будет ещё только нарабатываться новыми руководителями буквально на ходу? Если учесть к тому же, что многие новые депутаты никогда раньше не работали в системе управления. 

- Мы не живём на необитаемом острове. Все, что было создано положительного на протяжении многих лет, конечно же, останется. Останутся специалисты. Реформа не ликвидирует систему управления, а призвана её совершенствовать и улучшать. На ходу ничего делать не придётся. Всё будет заранее продумано. Двадцать лет назад районы Екатеринбурга имели и своих Глав, и свои райсоветы депутатов, и свои бюджеты на текущие расходы и на развитие. Это не привело город к распаду, наоборот, повысило чувство ответственности властей за вверенное хозяйство.