Школа №16: кузница будущих академиков
18.03.2014
На протяжении двух лет ученые из Уральского отделения РАН (УрО РАН) читают лекции и проводят «академические часы» для старшеклассников средней общеобразовательной школы № 16.
«Еженедельно в нашей школе проходят очень интересные и познавательные лекции для учащихся старших классов. Преподают их как молодые, так и опытные ученые УрО РАН. Посещать лекции – дело добровольное, но встречи с учеными собирают порой целые классы. Это легко объяснить, ведь в каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. При этом неподдельный интерес у ребят вызывают как прикладные занятия, например «Как выжить в тайге» или «Лекарственные растения Урала», так и глобальные проблемы, такие как «Радиация и жизнь». Последняя тема, например, вызвала настоящий аншлаг, ведь ученые привезли на занятия прибор для измерения уровня радиации», рассказывает Татьяна Леонидовна Ермакова, заместитель директора по УВР школы № 16.
Жажда открытий
Главной особенностью этих занятий является возможность углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла (физики и математики, химии и биологии), ведь с 10 класса в школе вводятся профильные направления. Таким образом, основной костяк посетителей лекций (порядка 30-40 человек) формируется из замотивированных ребят.
«На каждом занятии нам преподносят интересные темы, показывают презентации и увлекательные научные фильмы. Эти занятия полезно посещать не только тем, кто в будущем планирует связать свою жизнь с наукой, но и для общего развития», рассказывает Олеся, ученица 9 класса.
«Я согласен с Олесей, ведь общее развитие – это то, чего не достает современному обществу. Многие люди не помнят даже школьную программу химии или биологии. В будущем я планирую посвятить свою жизнь медицине, стать кардиологом, поэтому подобные занятия очень важны для меня», говорит ученик 9 класса Артем. Важно отметить, что на лекциях у школьников появляется возможность индивидуального сотрудничества с учеными. Научные работники консультируют ребят по научно-практическим работам: подобное общение в очередной раз убеждает ученика в том, что каждый из них может сделать собственное открытие, толчок которому дает накопленный опыт и полученные знания. Практические задания вызывают у школьников усиленный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний. Ученики сами накапливают факты, выдвигают гипотезу, ставят эксперимент, создают теорию. Итогом такой работы становятся самостоятельные выводы.
«Эти занятия помогут стимулировать профессиональную ориентацию молодежи. Если вы просто пройдете школьный курс физики или химии, не углубляясь в изучение предмета, то обучаясь где-то на 4-5 курсе института, вы можете поймать себя на мысли, что занялись не своим делом. Научная деятельность это монотонная работа, но если вам это нравится, если к этому лежит душа, вы можете сидеть возле микроскопа часами, просматривая тысячи клеток», говорит Ольга Черепанова, научный сотрудник УрО РАН лаборатории популяционной биологии Ботанического сада.
Иногда лекции превращаются в фронтальные опыты или увлекательные экскурсии по отделениям УрО РАН. Так, например, в апреле текущего года ученые запланировали для ребят экскурсию на Белоярскую АЭС.
В данный момент в школе № 16 проходит эколого-биологический курс лекций, в котором примут участие 7 сотрудников УрО РАН. Приятным итогом каждой встречи с научными работниками для учащихся станет сертификат с темой и датой прослушанной лекции, а посетив все лекции в учебном году, школьник получит свидетельство об окончании курса УрО РАН