Школа №16: кузница будущих академиков

Школа №16: кузница будущих академиков 18.03.2014 На протяжении двух лет ученые из Уральского отделения РАН (УрО РАН) читают лекции и проводят «академические часы» для старшеклассников средней общеобразовательной школы № 16. 

«Еженедельно в нашей школе проходят очень интересные и познавательные лекции для учащихся старших классов. Преподают их как молодые, так и опытные ученые УрО РАН. Посещать лекции – дело добровольное, но встречи с учеными собирают порой целые классы. Это легко объяснить, ведь в каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. При этом неподдельный интерес у ребят вызывают как прикладные занятия, например «Как выжить в тайге» или «Лекарственные растения Урала», так и глобальные проблемы, такие как «Радиация и жизнь». Последняя тема, например, вызвала настоящий аншлаг, ведь ученые привезли на занятия прибор для измерения уровня радиации», рассказывает Татьяна Леонидовна Ермакова, заместитель директора по УВР школы № 16. 

Жажда открытий 

Главной особенностью этих занятий является возможность углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла (физики и математики, химии и биологии), ведь с 10 класса в школе вводятся профильные направления. Таким образом, основной костяк посетителей лекций (порядка 30-40 человек) формируется из замотивированных ребят. 

2014-03-14151254.jpg

«На каждом занятии нам преподносят интересные темы, показывают презентации и увлекательные научные фильмы. Эти занятия полезно посещать не только тем, кто в будущем планирует связать свою жизнь с наукой, но и для общего развития», рассказывает Олеся, ученица 9 класса. 

2014-03-14151307.jpg

«Я согласен с Олесей, ведь общее развитие – это то, чего не достает современному обществу. Многие люди не помнят даже школьную программу химии или биологии. В будущем я планирую посвятить свою жизнь медицине, стать кардиологом, поэтому подобные занятия очень важны для меня», говорит ученик 9 класса Артем. Важно отметить, что на лекциях у школьников появляется возможность индивидуального сотрудничества с учеными. Научные работники консультируют ребят по научно-практическим работам: подобное общение в очередной раз убеждает ученика в том, что каждый из них может сделать собственное открытие, толчок которому дает накопленный опыт и полученные знания. Практические задания вызывают у школьников усиленный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний. Ученики сами накапливают факты, выдвигают гипотезу, ставят эксперимент, создают теорию. Итогом такой работы становятся самостоятельные выводы. 

2014-03-14151321.jpg

«Эти занятия помогут стимулировать профессиональную ориентацию молодежи. Если вы просто пройдете школьный курс физики или химии, не углубляясь в изучение предмета, то обучаясь где-то на 4-5 курсе института, вы можете поймать себя на мысли, что занялись не своим делом. Научная деятельность это монотонная работа, но если вам это нравится, если к этому лежит душа, вы можете сидеть возле микроскопа часами, просматривая тысячи клеток», говорит Ольга Черепанова, научный сотрудник УрО РАН лаборатории популяционной биологии Ботанического сада. 

Иногда лекции превращаются в фронтальные опыты или увлекательные экскурсии по отделениям УрО РАН. Так, например, в апреле текущего года ученые запланировали для ребят экскурсию на Белоярскую АЭС. 

В данный момент в школе № 16 проходит эколого-биологический курс лекций, в котором примут участие 7 сотрудников УрО РАН. Приятным итогом каждой встречи с научными работниками для учащихся станет сертификат с темой и датой прослушанной лекции, а посетив все лекции в учебном году, школьник получит свидетельство об окончании курса УрО РАН
Автор статьи: Ангелина Синицина