Какой дорогой поедет трамвай из Академического?

Какой дорогой поедет трамвай из Академического? 08.11.2013

В настоящее время реализация «трамвайного» проекта в Академическом зашла в тупик, причем не только из-за вечного вопроса нехватки денег, но и из-за технических проблем. И, если изначально предполагалось, что это будет отдельный вид городского транспорта, то сейчас чиновники готовы вернуться к идее создания отдельной трамвайной ветки. Общественники обсуждают вопросы эффективности предстоящего проекта.

При первоначальном проектировании Академического французские проектировщики предусматривали 2 линии скоростного трамвая. Этот вид транспорта при правильной организации мог бы «вывозить» до 25 000 пассажиров в час. Трамвайная линия должна была пройти по улицам Вильгельма де Геннина, Серафимы Дерябиной и Токарей до улица Татищева, где пассажиры могли бы пересесть на вторую линию метро, чтобы поехать в центр.

Однако суровые реалии помешали воплощению проекта: идея строительства ветки скоростного трамвая оказалась слишком дорогой, как и вышеупомянутой новой линии метро. Кроме того, развязку на Токарей-Репина-Гурзуфской построили безо всякого учета трамвая, что дополнительно усложнило и без того дорогой проект.

Теперь уже просто трамвай

Но в силу того, что движение транспорта и вывоз жителей постоянно развивающегося Академического в центр осуществлять все же необходимо, чиновники решили продумать несколько альтернативных вариантов строительства обычной трамвайной линии.

На данный момент уже определилась улица, по которой будут тянуть рельсы (ранее рассматривалось три варианта) - это улица Вильгельма де Геннина. Предварительно начало путей намечено в месте пересечения де Генина с улицей Сахарова. До улицы Академика Вонсовского рельсы будут проложены по правой стороне проезжей части, а затем, чтобы не мешать автомобилям совершать правый поворот на Объездную автодорогу, пути пойдут по оси улицы Вильгельма де Геннина.

Помимо этого решается, с какой трамвайной линией соединить рельсы. Вариант, предложенный мэрией, предполагает, что трамвай пройдет по улице Серафимы Дерябиной под путепроводом на улице Волгоградской до улицы Шаумяна, где повернет в сторону Белореченской и там соединится с существующей линией.

Впрочем, у этого варианта трассировки имеется несколько существенных недостатков, - пишет в своем блоге урбанист Владимир Злоказов. Во-первых, в этом случае любой трамвай сможет доехать из Академического до центра только через Московскую горку, и любой маршрут через ВИЗ по Викулова будет делать 2-километровый крюк.

Таким образом, дорога до центра будет занимать не менее двух часов. Во-вторых, из-за специфического характера улицы Серафимы Дерябиной между улицами Бардина и Шаумяна нельзя будет сделать ни одной остановки. В результате жители Академического, например, не смогут подъехать непосредственно к комплексу 40-й и Областной больниц на Волгоградской. И наконец, есть риск ухудшения транспортного обслуживания района, находящегося к югу от перекрестка Белореченской и Шаумяна, в том случае, если часть маршрутов, проходящих или заканчивающихся сейчас на кольце Белореченская - Волгоградская, будет перенаправлено на обслуживание Академического.

Справка: Ранее предполагалось пустить в Академический монорельсовый скоростной поезд по маршруту Серафимы Дерябиной - Кирова – Дворец молодежи или Серафимы Дерябиной - Крауля – Мельникова - Дворец молодежи. Сегодня  речь идет уже об обычном городском трамвае с частичной организацией движения по выделенной линии, способном перевозить не более 10-12 тысяч пассажиров в час. Предварительная стоимость проекта составляла 1,6 млрд. рублей. 

Критический взгляд со стороны

Между тем, общественный эксперт по Екатеринбургу Андрей Старцев заявил, что екатеринбургские власти окончательно «убили» проект скоростного трамвая, который изначально разработали французы. На первом этапе не будет даже полноценной «выделенной линии» до центра города.

- Вместо предусмотренного при строительстве выделенного коридора для трамвайной линии по де Геннина рельсы хотят вывести на середину дороги, что снизит скорость движения составов из-за иного порядка прохождения  перекрестка и организации посадки-высадки пассажиров, - объясняет Андрей Старцев.

После соединения с действующей линией на Белореченской трамвай просто встанет в «пробках» вместе со всеми.

- Кроме того, в районе Михайловского кладбища очень сложный уклон, на него ограничен доступ вагоновожатых, попасть туда могут только сотрудники Юго-Западного депо, и это тоже добавит проблем. К тому же в конечном итоге пассажиры из Академического попадут не непосредственно в центр города, а только к перегруженным узлам у Цирка или Дворца Молодежи, - говорит Андрей Старцев.

Владимир Злоказов, подготовил альтернативный вариант транспортной развязки – более экономичный в исполнении и удобный в использовании. Основная идея этого варианта – возможность соединить трамвайную линию из Академического с существующей линией по Волгоградской через территорию Западного трамвайного депо.

«На территории депо существует коридор между улицами Зоологической (Бардина) и Волгоградской, в котором сейчас проложены служебные трамвайные пути, а также имеется пожарный проезд, - пишет в своем блоге Владимир Злоказов. - Этот коридор достаточно широк для того, чтобы проложить там еще две пары путей для транзитной линии. Пожарный проезд и служебные пути при этом нужно будет перенести ближе к зданиям депо. Кроме того, транзитные пути должны будут плавно спуститься от Волгоградской к Зоологической, поэтому прокладывать их нужно будет с выемкой грунта и устройством подпорной стенки. Также их нужно будет изолировать от территории депо».

Основные преимущества, которые отмечает в своем варианте трассировки общественный деятель в том, что этот вариант открывает, как минимум, три логичных и полезных направления движения: Академический-Центр через Московскую горку, Академический - Центр через Викулова и ВИЗбульвар (а дальнейшем через Татищева-Ленина – ниже показан именно этот вариант) и Академический-Уралмаш через Сортировку.

Кроме того, новая линия соединяется с линией по Волгоградской вне какого-либо перекрестка, и поэтому здесь не возникнет проблем с автотранспортом. И, наконец, в исполнении этот вариант самый дешевый, считает Злоказов.

Впрочем, и вариант общественного деятеля подвергся критике. Так, например, пользователь с ником Alex666 отметил, что если, согласно варианту Злоказова, трамвайные пути пойдут по восточной стороне улицы Серафимы Дерябиной, то появляется серьезная проблема – на пересечении перекрестка Серафимы Дерябиной - Бардина значительно снизится пропускная способность линии и в будущем будет невозможно ее модернизировать, например, устанавливать управляемый трамваем светофор.

Так или иначе, возвращение к идее строительства обычной ветки трамваев облегчит, но вряд ли окончательно решит проблемы транспортного ада, который сейчас царит в «часы пик» в районе. Сегодня жители Академического утром и вечером тратят на дорогу в центр по 2 часа времени, добираясь при этом с пересадками, а в ближайшие годы в районе будет сдано еще несколько кварталов жилья, следовательно, проблем станет еще больше.

 Анна НИКУЛЬШИНА