Чего ожидать собственникам от дешевеющей «общедомовки»?

Чего ожидать собственникам от дешевеющей «общедомовки»? 13.06.2013

С 1 июня в Свердловской области отменили плату за общедомовое водоотведение.

Новый порядок расчета платы за «общедомовку» определяет Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2013 г. N 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг».

 Согласно ему с 1 июня 2013 г. отменяются нормативы на общедомовое водоотведение. Поскольку общедомовой учёт сточных вод не ведется, платить по этой услуге больше не придется. У жителей, в чьих домах установлены общедомовые приборы учета ГВС и ХВС, последние расчеты по строке «Водоотведение.

 Общедомовые нужды» появятся в июньских квитанциях (начисления здесь проводятся по показаниям приборов в текущем месяце за предыдущий). Жители домов, не оснащенных общедомовыми приборами учета воды, последние начисления за общедомовое водоотведение увидели уже в майских квитанциях.

 

К чему приведет снижение нормативов на ОДН?

Изменился и порядок начисления платы за общедомовой расход коммунальных ресурсов. Теперь объём холодной, горячей воды и электроэнергии, приходящийся на общедомовые нужды, по закону не должен превышать объема, рассчитанного исходя из нормативов потребления по этой услуге. В новом постановлении оговаривается, что по решению общего собрания собственников превышение объема, установленного исходя из показаний общедомового счетчика, над объемом, рассчитанным по нормативу, может распределяться пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

 Если же такого решения не принято, то исполнитель оплачивает разницу за собственный счет. Другими словами, при наличии общедомового прибора учета сверхнормативная разница теперь будут ложиться «на плечи» управляющей компании, а не жителей, как это было ранее.

 По прогнозам управляющих организаций, эта разница будет весьма существенна, поскольку РЭК Свердловской области с 1 июня 2013г. снижает общедомовые нормативы на потребление воды, в среднем, в 3-10 раз. В таких условиях практически все УК будут терпеть убытки, а для небольших компаний, в т.ч. ТСЖ не исключен вариант банкротства.

 

Не установил счетчик – плати больше

Кроме всего прочего, новое Постановление Правительства нацелено в очередной раз простимулировать граждан устанавливать индивидуальные приборы учета. Так, с 2015 года все «нормативщики», которые имели техническую возможность установить в своих квартирах и нежилых помещениях приборы учета, но не сделали этого, будут платить за коммунальные услуги больше – к нормативам потребления услуг по отоплению в жилых помещениях, по водо-, электроснабжению будут применяться повышающие коэффициенты: с 1 января по 30 июня 2015 г. - 1,1; с 1 июля по 31 декабря 2015 г. - 1,2; с 1 января по 30 июня 2016 г. - 1,4; с 1 июля по 31 декабря 2016 г. - 1,5; с 2017 г. - 1,6. Это значит, что установленный норматив потребления при расчетах к 2016 году увеличится на 50%. А к 2017 году на все 60%.

 При этом управляющие компании наделяются правом самостоятельно проверять и фиксировать количество граждан, проживающих (в т. ч. временно) в жилом помещении, и оформлять соответствующий акт, на основе которого могут быть проведены перерасчеты платы за потребление коммунальных услуг.

 

Дисциплина, а не обязанность

Постановление № 344 отменяет обязанность жителей списывать показания приборов учета строго с 23 по 25 число месяца и передавать до 26 числа в расчетный центр. При отсутствии данных за расчетный месяц, начисление платы будет проводиться с учетом среднемесячного потребления за последние полгода. Однако платить «по среднему» больше 6 месяцев не получится.

 Контрольное списание показаний ИПУ управляющая компания вправе производить 1 раз в полгода. По итогам такого списания собственнику будет произведен перерасчет на основании показаний счетчиков.

 Как бы не менялся закон, нужно помнить, что свовременная и корректная передача показаний индивидуальных приборов учета в расчетный центр, поможет избежать неприятных сюрпризов в начислениях за жилищно-коммунальные услуги.

 

Мнение эксперта.

Разговоры об изменении расчетов за общедомовые услуги велись уже давно, правда, результатов так и не было. Но накануне выборов депутаты активизировались и приняли решение: «пора отменять!» О нововведениях в сфере ЖКХ мы пообщались с заместителем генерального директора по связям с общественностью УК «Радомир-Инвест» Орловым Юрием Николаевичем.

 - У меня складывается впечатление, что законы наши пишутся под выборы. Вся предвыборная кампания строится на поливании ЖКХ грязью. При этом насущные проблемы отодвигаются на второй план: маленькие пенсии, удорожание продуктов в магазинах – об этом никто не вспоминает, - рассуждает Юрий Николаевич.

 Здесь можно согласиться с Орловым. Ведь правила, по которым раньше брали плату за общедомовое водоотведение, устанавливали эти же политики, и только перед выборами они пошли на попятную.

 Конечно, сейчас депутаты рисуют безоблачное будущее сферы ЖКХ. Однако Юрий Николаевич вполне резонно приводит примеры подобных законов, ранее уже обещавших улучшить нашу жизнь. Так, например, когда вышел закон о том, что каждый должен установить себе индивидуальные приборы учета, поняли, что это выгодно, и пошли их ставить те, кто исправно платит за коммунальные услуги, а не занимается обманом соседей. Как правило, к последней категории относятся квартиранты, которым безразлично, сколько воды они потратили. Слабое место этого закона в том, что не было карательных мер за его неисполнение, - считает Юрий Николаевич:

 - Тот же закон о запрете парковки на газонах. Он есть, но он не работает, потому что никого не наказывают. Также законы о курении – у нас люди как курили, так и будут курить, где попало. Русский человек привык к карательным мерам, а виноват тот, кто их не установил.

 По причине того, что в сфере ЖКХ часто происходят изменения, у горожан возникает резонный вопрос: что дальше ожидать от законодателей?

 - Дело в том, что когда началась волна приватизации, людей ослепила информация о том, что им бесплатно достанется жилье в собственность. Мы не знали, что позднее появится жилищный кодекс. Мы не знали, что у нас было право требовать от муниципалитета ремонт квартиры за то, что мы по 20-30 лет платили деньги в муниципальную казну. В итоге, многие до сих пор имеют проблемы с полуразваливающимся жильем, которое когда-то неграмотно приватизировали. Так и здесь, да, все сделано грамотно и продумано на сто шагов вперед перед избирательной кампанией, но мы-то не знаем, что впоследствии придумают законодатели.