Жилищная инспекция ведет Екатеринбург к коммунальному хаосу?

Жилищная инспекция ведет Екатеринбург к коммунальному хаосу? 24.05.2012

По заданию Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области, каждый квартал Управление государственной жилищной инспекции (ГЖИ) составляет антирейтинг управляющих компаний и каждый раз, по мнению экспертов в сфере ЖКХ, попадает впросак.

Отрабатывая задание начальства, госструктура не пытается решить проблемы в сфере ЖКХ, а, напротив, раскачивает «лодку» - рынок коммунальных услуг. Возможно, причиной является появление в городе областной управляющей жилищной компании, которой только на руку очернение конкурентов – УК. Ведь попадая в антирейтинг, управляющие компании автоматически становятся в глазах жителей «плохими».

Лето - отличная пора для отдыха на даче. В жаркие дни поможет взбодриться, привести себя в порядок после работы на грядках переносной душ для дачи. Функция водонагревателя не даст замерзнуть в прохладную погоду.

Официально до сих пор нигде не объявлены критерии составления данных антирейтингов: в основе лежат количественные показатели, расчеты делались в спешке, объективность результатов вызывает большие сомнения у экспертов сферы ЖКХ. Как и в прошлом году, на все запросы управляющих компаний с просьбой разъяснить критерии и предоставить документацию, на основании чего составляются «черные списки», жилищная инспекция отвечает молчанием. А ведь нововведение ГЖИ цитируют многие СМИ, не захотевшие детально разбираться в вопросе и тем самым путающие жителей и приводящие коммунальщиков в недоумение.

Стоит отметить, что на текущий момент в Екатеринбурге ситуация в сфере ЖКХ одна из лучших не только по Свердловской области, но и по всей стране. Уровень собираемости долгов самый высокий, город живет без коммунальных катастроф, выверенная политика муниципальных властей позволила создать имидж беспроблемного мегаполиса.

И надо бы в связи с этим создать рейтинг лучших управляющих компаний, чтобы жители видели, кто работает хорошо, а кто отлично. Но нет, областные структуры делают иначе. В итоге, большинство собственников многоквартирных домов в Екатеринбурге начали паниковать, ведь их управляющие компании оказались в числе худших. С лета 2011 года и по сегодняшний день в антирейтинг попали почти все крупные екатеринбургские УК. И вместо того, чтобы тратить время, силы и деньги на поддержание домов в порядке, УК вынуждены работать лишь на доказательства собственной невиновности.

Непрозрачная арифметика

Список управляющих компаний, попадающих в антирейтинг, меняется каждый квартал. Это напрямую связано с тем, что ГЖИ никак не может понять, как же все-таки оценивать коммунальщиков. По мнению руководителей крупных екатеринбургских УК, ГЖИ никогда не сможет правильно составить список, пока не поймет суть работы управляющих компаний, ведь чаще всего жилищная инспекция направляет предписания, касающиеся устранения проблем, решение которых не зависит напрямую от УК.

Яркий пример – жилинспекция проверила дом и вынесла предписание отремонтировать подъезды или заменить кровлю крыши. Но дело в том, что, в соответствии с жилищным кодексом Российской Федерации, все виды работ по капитальному ремонту управляющая компания обязана согласовывать с собственниками на общем собрании, путем голосования жильцов. И зачастую жители конкретного дома голосуют вовсе не за замену кровли и ремонт подъездов, а за установку, допустим, детской площадки и ремонт фасада. Или собрания идут одно за другим, и  жители не могут прийти к единому мнению, большинство голосов не набирается ни по одному из пунктов.

В этом случае предписание жилинспекции УК не в силах выполнить в рамках закона. Достаточно банальна и другая ситуация. Госжилинспекция выносит предписание о необходимости проведения капремонта в доме, у которого на лицевом счете мало денег или их вообще нет. Получается, ГЖИ требует сделать ремонт, а о том, где взять на него денег, должны думать сами УК? Есть, конечно, Фонд содействия реформированию ЖКХ, но ежегодно в программу капремонтов попадают единицы, а домов, которые нуждаются в ремонте, тысячи. Вот и получается, что УК, которые обслуживают большой жилфонд, большая часть из которого – ветхие дома, и попадают автоматически в антирейтинги ГЖИ.

Жалуются жители

Помимо выполнения управляющими компаниями предписаний об устранении выявленных инспекторами ГЖИ нарушений, в основе перечня лежит и такой критерий, как «количество обращений от граждан в отношении УК». Как правило, жалобы жильцов фактами не подкрепляются, но инспектора на заявления реагируют и дом  проверяют.

По идее, жилинспекция должна уведомить не управляющую компанию о необходимости капитального ремонта, а заявителя – собственника жилья. Ведь, в соответствии с Жилищным кодексом РФ, «инициатива проведения общего собрания собственников помещений должна исходить от собственников помещений в этом доме. Управляющая организация не может быть инициатором общего собрания».

На деле же этим приходится заниматься управляющим компаниям: собирать жильцов, доказывать им необходимость проведения капремонтов. Зачастую компании просто не укладываются в сроки, отведенные  ведомством для устранения всех недостатков, что вполне естественно.

Помимо ничем не подкрепленных жалоб на хамское отношение сотрудников УК, в ГЖИ фиксируют множество обращений от жителей по поводу начисления платы за общедомовое потребление электроэнергии. Но  многочисленные суды уже подтвердили, что управляющие компании действуют в рамках правового поля.

Расчет произведен в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.2006 г. № 307. Получается, что проблема начисления платы за общедомовое потребление не исходит от управляющих компаний – формулы и схемы расчетов создает Минрегионразвития РФ.

«В этой ситуации законодатель допустил пробелы и несоответствия, а подчас и несправедливость. И как раз государственные органы, в том числе и ГЖИ, обязаны проанализировать обращения, сформировать законодательную инициативу и передать информацию в полномочные органы, а не создавать антирейтинги.

Кто виноват?

УК зачастую — заложники некачественной работы поставщиков ресурсов (тепло, вода, электричество). Ведь срыв сроков начала отопительного сезона, аварии на внешних сетях — основные причины жалоб жителей, которых не устраивает качество коммунальных услуг. Хотя, на деле, отвечать за это должны ресурсоснабжающие  организации, а не УК.

Так, множество предписаний ГЖИ касается устранения затоплений в подвалах. Но жилинспекция с причинами этого разбираться не спешит, а просто фиксирует нарушение и требует от УК его устранить. А Министерству ЖКХ Свердловской области, видимо, проще найти виновных среди УК, чем искать и устранять истинные причины коммунальных проблем.

Потери оплачивают жители

Из-за износа инженерной инфраструктуры потери тепла вне дома составляют до 50%. И теплоснабжающие компании приписывают свои потери в сетях управляющим компаниям. Как и в ситуации с коммунальными авариями, это ведет к росту обращений жителей в надзорные органы. То есть, в итоге, и потери, и недовольство конечных потребителей – жильцов поставщики компенсируют за счет крупных УК.

В настоящее время управляющие компании стараются делать все возможное, чтобы на плечи жильцов не ложились лишние расходы на оплату коммунальных ресурсов. Юристы УК постоянно судятся с поставщиками и уменьшают суммы долгов. А специалисты компании следят за качеством поставляемых тепла и воды: проводят замеры, причем нередко оказывается, что температура теплоносителя и качество коммунального ресурса на вводе в дом не соответствуют установленным нормативам и параметрам, прописанным в договорах.

Так или иначе, но подобные коммунальные антирейтинги вызывают, как минимум, удивление крупных управляющих компаний, с одной стороны, и растущее недоверие жителей к УК, с другой. Кому это может быть выгодно?

Люди и так последнее время напряжены, летнего роста тарифов и негатива к коммунальщикам, связанного с антирейтином будет достаточно, чтобы жители города вышли на улицы. Репутация многих компаний в глазах собственников уже опорочена, начинается паника, люди задумываются о порядочности своих компаний, перестают платить, ситуация на рынке ЖКХ дестабилизируется. Все это может привести, например, к тому, что Екатеринбург превратится в такой же проблемный город, как Артемовский, где неплатежи приближаются к 100%, или Первоуральск, где город засыпан двойными квитанциями из-за коммунальщиков - рейдеров.