В детях будут развивать культурность и нравственность

В детях будут развивать культурность и нравственность 15.05.2012

27 апреля на базе школы №171 состоялась презентация опыта работы общеобразовательных учреждений г. Екатеринбурга по апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики».

 Эта дисциплина школьного курса является новой не только для Екатеринбурга, но и для всей России, и уже со следующего учебного года четвероклассники приступят к ее обязательному изучению. По новой программе родители школьников должны будут выбрать один из шести модулей: основы православной (мусульманской, иудейской, буддийской) культуры, основы светской этики либо основы мировых религиозных культур. Каждый религиозный модуль содержит несколько блоков: духовные ценности и нравственные ориентиры, основы религиозной культуры и духовные традиции.

 Годовой курс «Основы религиозной культуры и светской этики» предусматривает одно занятие в неделю в 4-ом классе. До 25 мая школы должны подать в Министерство образования списки нынешних третьеклассников с указанием, сколько человек какой модуль для изучения выбрало. В большинстве школ, к слову, уже состоялись родительские собрания, на которых родители сделали свой выбор. Многие - в пользу основ светской этики либо религиозных мировых культур. Но это на бумаге есть выбор, а на деле многие опасаются, что школьникам будет навязан тот или иной модуль. Имеют ли эти опасения под собой хоть какие-то основания?

 Думается, что имеют. Сможет ли, например, четвероклассник-еврей настоять на том, что он хочет изучать курс «Основы иудаизма», если он единственный в классе выберет для изучения этот модуль? И как в такой ситуации поступать учебным заведениям? Нанимать отдельных педагогов по каждой из дисциплин? Министерство  образования поясняет, что, в принципе, в любом классе может сформироваться 6 групп детей, которые будут изучать разные предметы. То есть в школе, итого, должно будет появиться шесть педагогов, которые смогут эти модули преподавать. Правда, на практике, за время апробации данного курса, таких случаев не было – преподавалось, максимум, три модуля из шести.

 

Кадровый вопрос

Тем не менее, в некоторых школах опасаются, что новый предмет попросту некому будет вести. Так, заведующий кафедрой религиоведения одного из ВУЗов, поясняет, что проблема кадров с введением нового предмета встанет очень остро, потому что профессиональных преподавателей для этих дисциплин сегодня на полную ставку в школу не берут в связи с отсутствием вакансий. Реально такой предмет должны вести специально  подготовленные люди, например, религиоведы. На деле же эта обязанность ляжет, скорее всего, на плечи преподавателей истории, МХК, а у них и без этого нагрузки хватает

 К слову, православная церковь готова в данном вопросе помочь и отрядить в школы людей для преподавания основ православной культуры. Министерство образования Свердловской области и Екатеринбургская епархия уже подписали соглашение о сотрудничестве. В некоторых учебных заведениях на родительские собрания, посвященные выбору модулей для изучения, приходят люди от епархии, дабы рассказать, что представляет  собой модуль «основы православной культуры» и еще раз напомнить о том, что цель данных уроков довольно светская: приобщить детей к духовным ценностям той или иной мировой религиозной культуры. Что касается компетенции учителей, то около 2000 педагогов общеобразовательных школ уже прошли курсы повышения квалификации при Институте Развития Регионального Развития образования и других площадках и готовы с сентября приступить к преподаванию нового предмета.

 Как будут преподавать в школах “Основы религиозных культур и светской этики”? Кто будет учить детей? Эти вопросы и по сей день остаются нерешенными. А родители так и не могут сойтись во мнении, является ли  навязыванием определенных взглядов новый предмет. Соглашаются они лишь в одном: оттого, насколько корректно будет преподаваться в школах новая дисциплина, будет зависеть нравственное и духовное развитие их детей.

 

Представитель православной церкви, отец Георгий:

- По законодательству РФ ответственность за воспитание и образование ребенка перед государством и обществом несут родители. Хотя бы раз в жизни мы пишем заявление о приеме нашего ребенка в образовательное учреждение и, начиная с этого момента и до окончания обучения, становимся заказчиками образовательного процесса. Благодаря этому, мы имеем законное право: занимать активную позицию в образовательном процессе, представлять интересы своего ребенка, знать, чему и в каком объеме учат наших детей; через родительские собрания, в том числе и общешкольные, имеем законное право выражать свои пожелания и законные требования к руководству образовательного учреждения.

 Изучение Основ Православной культуры - это то, что нам разрешено законом. Для того чтобы мой ребенок начал изучать эти основы - достаточно только в срок до 25 мая составить письменное заявление на имя директора с просьбой обеспечить моему ребенку изучение данного модуля.

Распространенные аргументы против преподавания основ любой религиозной культуры:

 1. Школьное образование носит светский, читай, атеистический (безбожный) характер. Но с самого начала разговор шел именно о том, что никто и не собирается преподавать основы религии, речь идет об основах культуры (православной, исламской и проч.) Если при этом кому-то и мерещится что-либо подозрительное, то вины традиционных конфессий в этом нет.

 2. В наших школах учатся представители других конфессий. Хорошо, пусть и они тоже реализуют свое законное право, выбирая соответствующие модули. Если родители с православными убеждениями занимают при этом наиболее активную позицию, то это не их вина. Приведет ли это к межконфессиональным конфликтам - пока неизвестно, и поэтому давайте перестанем нагнетать обстановку вокруг некоторых модулей.

 3. В школе нет педагогов, которые могут преподавать ваши модули. Либо похожий аргумент - нет денег для оплаты рабочих часов педагогов. Если говорить о преподавании Основ Православной культуры то Екатеринбургская митрополия имеет достаточное количество педагогов, прошедших обучение в Институте Развития Регионального Образования (ИРРО), чтобы целиком удовлетворить запрос школ в таких специалистах.

 Что касается денежных отношений. Если есть заказ и нет денег – то давайте вместе с родителями писать в районное или городское управление образования об этой проблеме, на решение которой у нас есть, как минимум, 4 месяца Радует то, что дети наши все-таки смогут чувствовать себя не чужими в культурном пространстве той страны, в которой им довелось родиться и жить. Радуюсь тому, что дети откроют много нового, полезного и интересного в истории своего государства.


Возврат к списку