Строительство метро на ВИЗе: какие улицы перекроют и где построят новую развязку?

Строительство метро на ВИЗе: какие улицы перекроют и где построят новую развязку? 13.02.2012

Метрополитен начинает разработку второй линии метро. Несмотря на то, что станцию метро «Чкаловская» откроют не раньше июня, Екатеринбургский метрополитен начинает разработку уже второй линии городского метро.

 Так, на сайте госзакупок МКУ «УЗПС Метро» разместили заказ на выполнение предпроектных работ по первому этапу строительства метро от станции «Металлургическая» до станции «Площадь 1905 года».

 Согласно условиям заказа, подрядчик должен будет выполнить проектирование станций «Металлургическая», «Татищевская» и «Площадь Коммунаров». На все работы МКУ «УЗПС Метро» выделяет 26 миллионов 161 тысячу 460 рублей. Заказ должен быть готов уже через 180 дней с момента заключения контракта. Это значит, что, скорее всего, проект будет готов уже в нынешнем году. Однако сроки начала строительных работ второй ветки метро в ведомстве пока не называют.

 

Готовятся строительные площадки

Стоит отметить, что три станции второй линии екатеринбургского метро решено строить открытым способом. Это позволит удешевить строительство и сократить его сроки. По оценкам специалистов, такая методика позволяет снижать строительные расходы как минимум на 30%.

 Напомним, что результаты исследований транспортных потоков уральской столицы свидетельствуют об актуальности строительства новой ветки с ВИЗа до ЖБИ. Три станции будут мелкого заложения, и лишь четвёртая — «Площадь 1905 года» — станет пересадочной, поэтому будет глубокой, и строить её планируется закрытым способом.

 Уже в этом году планируется начать работы по подготовке стройплощадок станций. Процесс начнётся из микрорайона ВИЗ. В месте пересечения улиц Крауля—Викулова будет расположена станция  «Металлургическая».

 Её котлован выступит стартовой позицией для «ВИРТа» или его более современного преемника. Чтобы успеть проложить отрезок второй подземной линии до площади 1905 года к 2018 году, метростроевцам необходимо будет одновременно вести работы как минимум на двух новых станциях — «Татищевской» (в районе пересечения улиц Татищева—Токарей) и «Уральских коммунаров» (рядом с Дворцом молодёжи). Расчётная стоимость строительства новой  ветки составляет порядка 32 млрд. рублей.

 

Какие улицы перекроют?

Из-за того, что работы по строительству трех станций новой линии метро предполагается вести параллельно, на ВИЗе придется перекрыть некоторые улицы. Об этом рассказал председатель комитета по строительству Администрации города Антон Шафаростов. «Мы пока не можем разворачивать полномасштабное строительство, так как, к сожалению, нет никаких официальных документов, подтверждающих его финансирование в полном объеме на период до 2018 года», - отмечает Антон Шафаростов. Несмотря на это, профильные специалисты уже приступили к тщательной проработке временных схем объезда.

 Так, возведение первой станции второй ветки метро «Металлургической» начнется на перекрестке Крауля — Викулова. Для того что-бы компенсировать закрытие этого участка, предлагается организовать одностороннее движение по улицам Рабочих (в сторону Татищева) и Торфорезов (в сторону Крауля).

 Кроме того, необходимо обеспечить подъезды к жилому массиву, расположенному вдоль улицы Крауля (в квадрате улиц Викулова — Татищева — Рабочая — Металлургов). Для этого предполагается максимально задействовать улицу Металлургов и проходящий рядом местный проезд, а также рассмотреть возможность строительства нескольких новых участков улицы Лоцмановых.

 По словам Антона Шафаростова, такой комплексный подход позволит не только относительно благополучно пережить период строительства метрополитена, но и существенно улучшить транспортную инфраструктуру в районе ВИЗа. Это особенно актуально ввиду того, что в 5—6-летней перспективе самое активное развитие должен получить микрорайон ВИЗ-Правобережный. Таким образом, городские власти уже в ближайшее время готовы начать формировать его транспортный каркас с учетом дополнительных нагрузок.

 

Вместе с метро появится и развязка

Следующая станция будет расположена в районе перекрестка Татищева — Токарей. Ситуация на этом участке осложняется тем, что улица Токарей является магистральной и входит в состав срединного транспортного кольца. Учитывая, что соединение улиц Татищева с проспектом Ленина уже не за горами, на этом же перекрестке запланировано возведение двухуровневой автомобильной развязки, необходимой для пропуска автопотока, после того как проспект Ленина будет соединен с улицей Татищева.

 Для экономии времени, средств и упрощения технологии станцию метро и развязку решено строить в один заход. Таким образом, в течение трех лет в районе перекрестка Татищева — Токарей должна появиться станция мелкого заложения «Татищевская», а также двухуровневая развязка. При этом поток автомобилей по Токарей будет направлен в тоннель, а движение по Татищева останется в прежнем уровне.

Существенные изменения будут внесены и в транспортную инфраструктуру в районе строительства станции «Уральских коммунаров». Несмотря на то, что сооружение котлована будет вестись на территории, не задействованной для автодвижения, а значит, не требующей организации схем объезда, определенные перекрытия движения все-таки запланированы — связаны они с переносом трамвайных путей. При этом трамвайная линия будет смещена за Дворец молодежи и пройдет по переулку Пестеревскому с выходом на ВИЗ-бульвар.

 Наименьшие изменения городского ландшафта связаны с возведением станции глубокого заложения «Площадь 1905 года». При ее возведении будут построены подземные пешеходные переходы на перекрестке улицы 8 Марта и проспекта Ленина.

 

Мировая практика

Несмотря на некоторое оживление вопроса строительства второй линии метро, перспективы остаются туманными. Денег на это нет ни в муниципальном, ни в региональном бюджете, вряд ли будет помощь и со стороныбюджета федерального.

 В такой ситуации становится еще более актуальным поиск альтернативных транспортных решений. Одним из таких решений для Екатеринбурга может быть скоростной автобусный транспорт или BRT (bus rapid transit). В него, например, можно преобразовать наши троллейбусные линии. Скоростной автобус (Метробус) - способ организации автобусного (или троллейбусного) сообщения, отличающийся более высокими эксплуатационными характеристиками по сравнению с обычными автобусными маршрутами (скорость, надёжность, провозная способность). По некоторым параметрам (в частности, по скорости) системы скоростного автобусного транспорта сравнимы с системами легкорельсового u1090 транспорта (скоростного трамвая).

 От обычных систем автобусного транспорта, скоростные системы отличаются некоторыми особенностями. Так, трассы проходят по выделенным полосам (полностью или большей частью). На перекрёстках автобусы имеют преимущества. На некоторых системах остановки напоминают станции рельсового транспорта: они закрыты со всех сторон, имеют билетные и справочные кассы, оборудованы турникетами (что способствует более быстрой посадке пассажиров в автобус, поскольку проверка и покупка билетов осуществляется до посадки в автобус).

 Системы подобного типа наиболее пользуются популярностью в Южной и Северной Америке. Одной из первых систем была Rede Integrada de Transporte, функционирующая в бразильской Куритибе с 1980-х годов. С 2000 года в колумбийской Боготе работает система TransMilenio, состоящая из девяти линий. Подобные системы действуют во многих других городах Южной Америки. Примерами скоростных автобусных линий в США являются Серебряная линия (Silver Line) в Бостоне и Оранжевая линия (Orange Line) в ЛосАнджелесе. В Европе также имеются примеры скоростных автобусных линий