Центр стал ближе

Центр стал ближе 29.11.2011 В понедельник, 28 ноября, впервые поезд метро прошел от станции «Проспект Космонавтов» до «Ботанической». Это событие привлекло не только жителей одноименного района, но и важных персон города, области и даже страны.

Часть первая: Ожидание

Для жителей Ботанического района открытие станции метро возле ТЦ «Дирижабль» было сродни празднику. Уже в 12:00 начали собираться первые интересующиеся люди: кто-то хотел посмотреть на Президента (одни говорили, что приедет Путин, другие – Медведев), кто-то хотел бесплатно прокатиться (многие верили, что в первый день можно будет зайти на новую станцию без оплаты), а кто-то думал, что уже с утра сможет уехать по своим делам в метро.

Однако время шло. Все подходы к главному входу закрыли, заперли даже выход из «Дирижабля».

К 16:00 к решетке со стороны ул. Шварца протолкнуться можно было с трудом. Среди алчущих «хлеба и зрелищ» преобладали школьники, пенсионеры и родители с маленькими детьми. Все переминались с ноги на ногу, жалуясь на холод, ледяной ветер и непунктуальность Президента.

В 16:30 подошел мужчина в форме. «Ну что вы тут стоите? Перейдите на другую сторону улицы. Президент раньше шести не приедет».

В рядах началось оживление. Кто-то даже ушел, но большинство осталось на своих местах.

«Это нам специально так сказали, чтобы всех разогнать», - слышалось со всех сторон.

К толпе опять подошел полицейский: «Ну и кого вы ждете?»

«Да вы сами прекрасно знаете, кого», - ответили из толпы.

«Приедет в шесть», - отрубил полицейский.

Тем, кто решил дойти до дома в образовавшийся промежуток времени, вернуться обратно было нелегко. Стоящие по периметру полицейские останавливали желающих: «Прямо проход запрещен».

И вот в 18:00 наконец появился долгожданный кортеж.

Часть вторая: Посещение

Прибывшие Дмитрий Медведев с Александром Мишариным на холоде простояли недолго – сразу спустились вниз.

Глава государства осмотрел вестибюль новой станции «Ботаническая», строительство которой велось более четырех лет, и спустился в подземную часть, где пообщался с метростроевцами.

Платформа станции оформлена многочисленными сотами – стены, колонны, светильники выполнены в похожем стиле. Кроме того, станция оборудована специальными техническими средствами для людей с ограниченными возможностями: лифтами, подъемными платформами.

После этого Президент самолично опробовал новый участок метрополитена, по пути заскочив на станцию «Чкаловская», которая будет открыта предположительно в феврале-марте следующего года.

Эта станция оформлена в стилистике самолета АНТ-25, на котором Чкалов летал через Северный полюс в Канаду.

«Красиво. Станция современная. Но нужен какой-нибудь барельеф Чкалова», - заметил президент.

Закончилось путешествие Медведева на станции «Геологическая», после чего он отправился дальше по своим важным делам.

Часть третья: В сухом остатке

С понедельника екатеринбургский метрополитен насчитывает 8 станций, а в следующем году после пуска «Чкаловской» их станет девять. Поэтому ожидается, что доля метро в городском пассажиропотоке вырастет с нынешних 14 до 20%. Теперь доехать с Ботаники до Уралмаша можно всего за 19 минут — время для Екатеринбурга почти немыслимое: ранее дорога до Орджоникидзевского района на наземном общественном транспорте могла занять и до двух часов, в зависимости от пробок на дорогах.

Как сообщил директор ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» Владимир Шафрай, только за один вечер работы новой станции, через «Ботаническую» под землю спустились 3 345 человек. При этом 2 336 пассажиров приобрели жетоны в кассах станции-новостройки, а еще 909 человек оплатили свои поездки с помощью «ЕКАРТы».

Сегодня екатеринбургский метрополитен перевозит 150-160 тысяч человек в сутки, или около 38 миллионов человек в год. После открытия новой станции пассажиропоток этой подземки увеличится на треть.

Понятно, что для жителей Ботаники открытие станции метро в их районе – значимое событие. Жаль только, что простоявшие и прождавшие его по несколько часов на морозе жители смогли увидеть его только издалека, без возможности пообщаться и спуститься в станцию метро.

Напомним, строительство южного направления подземной ветки растянулось почти на десять лет. Последний раз станцию метро открывали в 2002 году — это была «Геологическая», находящаяся возле Цирка. Однако она не решила проблему пассажиропотока в Екатеринбурге, так как находилась вплотную к центру города. Но затягивать торжество было уже неприлично: метро Екатеринбурга по показателям протяженности претендовало на "Книгу рекордов Гиннесса", поскольку было самым коротким в мире. Сроки ввода в эксплуатацию следующих станций неоднократно переносились из-за проблем с финансированием.

Были годы, когда на строительство подземки реально выделялось до 20 процентов заложенной по смете суммы, сообщает «Российская газета» Сказывались и последствия экономического кризиса, и явное противостояние, сложившееся в тот период между областными и городскими властями. Тоннельный рывок удалось совершить только два года назад, когда новый губернатор Александр Мишарин поставил задачу модернизировать транспортную инфраструктуру города. Глава региона предложил по-иному подходить к вопросам финансирования стройки. Не ждать поступления траншей из федерального или регионального бюджетов, а работать на опережение, используя кредиты.

Затяжка со строительством, как ни странно, принесла и положительные плоды. Новые станции метро оснащены по последнему слову техники. Перед запуском "Ботанической" закуплены новые электропоезда для подземки. А на оснащение метрополитена современными системами безопасности из федерального бюджет выделено 120 миллионов рублей. "Система безопасности метро Екатеринбурга будет отвечать не только всем утвержденным нормативным требованиям, но и тем, что еще только будут приняты в ближайшее время, - говорит Александр Мишарин. - Подобные технологии пока есть только на некоторых станциях метрополитенов в Москве и Санкт-Петербурге".

Появились и новые услуги для пассажиров. В частности, перехватывающая парковка для автомобилей на 470 мест. Ее услуги автомобилисты могут оплачивать картой оплаты метрополитена, правда, цена услуги пока кусается - до 80 рублей в час.

Анна БОЯРСКАЯ

фото: dkvartal.ru