Школы города: новые образовательные стандарты

Школы города: новые образовательные стандарты 02.09.2011

С первого сентября все школы России перешли на новые стандарты предоставления образовательных услуг. Чиновники настаивают на том, что нововведения призваны улучшить качество получаемого в школе образования, однако убедить в этом общественность пока не удалось.

С 1 сентября 2011 года изменения коснулись только младшеклассников – именно ученики с 1 по 4 классы испытают на себе новые школьные правила. Стандартное количество часов по каждому предмету для первоклашек сохранится, то есть, по слова чиновников, образовательный процесс от реформ не пострадает. Но кроме этого, появятся еще 10 часов внеурочной деятельности, обязательных для каждого ребенка - это кружки, секции или экскурсии. Эти часы призваны повысить познавательную активность ребенка: умение не только получать, но и самому добывать знания (в т.ч. в сети Интернет), научиться планировать свою работу, проводить микроисследования, оценивать собственный результат.

Но, как отмечает Министерство образования РФ, задача образовательного учреждения на сегодня – это спланировать учебный процесс таким образом, чтобы найти время для реализации добавленных часов. Ребята будут «заниматься» и в каникулы – ходить на экскурсии, посещать профильные лагеря. Но при этом общая нагрузка на ребенка остается прежней. Добавленные часы не лягут тяжким бременем на родителей – чиновники заявляют, что обучаться ребенок будет бесплатно, а данное нововведение будет финансироваться из областного бюджета.

На суд общественности

Идея реформы системы образования, запущенная еще в 2006, носит название «Стандарты второго поколения». Разработала и подготовила из Российская академия образования. Готовые стандарты были представлены на суд общественности – они активно обсуждались гражданами в сети Интернет, постоянно дорабатывались и корректировались и начиная с 2009 года утверждались на территории РФ. Сейчас данные стандарты окончательно утверждены только для младшей и средней школы, а для старших классов они пока находятся в стадии формирования.

Новые стандарты, по замыслу чиновников, направлены не только на получение образования, но и формирование полноценной личности ребенка с начальных классов. Новые ФГОС объясняют и законно подтверждают тот факт, что школа должна стремиться к метапредметным и личностным результатам обучения. Термин метапредметность объясняет возможность и умение учеников добывать знания и использовать их самостоятельно по своему усмотрению. Ученик уже в первых классах, говорят чиновники, должен не только уметь читать, но и понимать прочитанное.Татьяна Суханова, учитель начальных классов: «Я уверена, что у новых образовательных стандартов есть масса положительных сторон, но еще бы хотелось более отработанную технологию внедрения увидеть. Вообще тот факт, что школе и образованию детей начали уделять так много внимания принесет результаты».

И если с идей разностороннего развития личности ребенка и его возможности не только получать знания и умения, но и добывать самому все понятно, то с вопросом предметов и платных услуг не совсем.

Станет ли образование платным?

Этой зимой в прессе и интернет-пространстве активно обсуждался вопрос платного среднего образования: в высказываниях людей сквозила паника – неужели мы докатимся до такого? Чтобы прекратить волну негатива, с заявлениями выступили первые люди государства – они попытались уверить общественность в том, что образование будет бесплатным, правда с одним небольшим «но». Старшие классы должны будут на выбор изучать всего несколько предметов, а за внеклассные часы и дополнительные, не входящие в индивидуальный набор, занятия должны будут платить.

Идея обучения в старших классах тем предметам, которые нужны ребенку и которые он может выбрать сам, все еще активно обсуждается. Эта западная модель имеет две оборотные стороны: с одной изучать те направления, в которых хочешь развиваться дальше, отбрасывая остальные – очень продуктивно. С другой стороны, такое образование достаточно узко и не способствует расширению кругозора и формированию разносторонней личности.

Кроме того в начале 2011 года информационное агентство Итар-Тасс, сообщало, что в старших классах начнут снижать количество предметов с целью уделять большее количество времени нравственному воспитанию. А именно патриотическому.

Многие общественные деятели открыто говорят о том, что введение базовых и профильных предметов – это уже своего рода трагедия, которая, так или иначе, приведет к ухудшению качества образования. Разработчики же данной программы для старшей школы придерживаются мнения, что «второе поколение» поможет подготовить школьников к их будущей профессии.

А вот поможет ли патриотическое воспитание повысить нравственность старших школьников или просто «украдет» время у учебы, сказать наверняка невозможно. Главное, говорят несогласные, чтобы у нас не было неграмотных патриотов.

Правильный выбор

По словам одного из разработчиков программы А. Кондакова – будет существовать система из шести предметных групп и каждый ученик должен будет выбрать из группы как минимум по одному предмету, всего же предметов в его аттестате должно быть не менее девяти. Предмет может преподаваться на базовом или профильном уровне.

От «правильного» выбора предмета будет зависеть будущее школьника. Переиграть будет невозможно, а сможет ли подросток сто процентов угадать и уже в школе определиться со своей будущей профессией? Многие получают три высших образования просто потому, что не могут найти ту сферу, в которой нравится работать и развиваться.

Узкая направленность в школе может обернуться большими проблемами с образованием в будущем. И многое будет зависеть от самого школьника, который стоит на перепутье.

Пока ведутся дискуссии и готовятся документы начинается учебный год. Станет ли он знаковым и принесет ли результаты новой программе «второго поколения» будет понятно к лету. А пока хочется надеяться, что хуже не будет, и реформы все-таки сослужат ученикам и педагогам хорошую службу.

Ева ГОРДЕЕВА