Коммуналка станет прозрачнее?

Коммуналка станет прозрачнее? 31.05.2011

25 мая на очередном заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Данный ФЗ призван навести порядок в сфере управления многоквартирными домами: правовой акт уточняет вопросы ответственности собственников помещений в многоквартирном доме, а также управляющих организаций и товариществ собственников жилья (ТСЖ) за нарушение своих обязательств в сфере управления многоквартирными домами. Законом устанавливаются процедуры управления многоквартирными домами, а на органы местного самоуправления возлагается контроль за обеспечением управляющими организациями свободного доступа к информации.

Борьба с липовыми ТСЖ

С липовыми ТСЖ документ предлагает бороться силами жилищных инспекций. До 1 марта 2013 года жилинспекции должны будут проверить протоколы общих собраний по созданию ТСЖ на предмет фальсификаций, а также подтвердить законность избрания управляющей компании.

Впоследствии комиссии останутся как контролирующий орган. "Таким образом, у собственников отпадает необходимость по поводу любого спора запускать продолжительную и недешевую судебную процедуру", - прокомментировал суть поправок глава Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. При создании ТСЖ предлагается обязать жильцов собственноручно ставить подписи под решением, направляемым в органы регистрации.

От себя добавим, что в том случае, если у вас не оказалось средств на оплату коммунальных услуг, можете взять быстрый кредит по паспорту. Вам не понадобятся справки или поручители. Нет ограничений по возрасту. Кредит можно взять на срок от месяца до 3 лет!

Еще одно изменение касается ТСЖ, в которых состоят близлежащие дома. Законопроект упрощает выход из состава групповых товариществ. Сейчас такое позволительно только с согласия всех собственников, данного на общем собрании. Однако, собрать в одном месте жильцов нескольких домов пока мало кому удавалось. "Для выхода дома из такого ТСЖ будет достаточно решения собственников жилья одного дома, а не всего "многодомного" ТСЖ", - пояснил Крашенинников.

Домкомы в помощь жильцам

В многоэтажках, где ТСЖ нет, можно будет создавать домкомы. По словам эксперта, такой подход не уменьшает компетенцию общего собрания, а лишь упрощает решение текущих вопросов по управлению домов (оформление активов выполненных услуг и работ, представительство в суде в интересах жильцов и прочее). Допускается внесение домкомом прямых платежей за услуги ЖКХ, минуя управляющую компанию.

С другой стороны, документ не дает возможность жильцам новостроек сразу выбирать себе подходящего домоуправленца. На первых порах управляющую компанию для новой многоэтажки будут отбирать на открытом конкурсе местные власти.

Правда, возникает законное опасение, что домкомы будут создаваться без участия жильцов, и люди с удивлением будут обнаруживать себя в списках домкомов, о которых они и слышать не слышали.

Нет ТСЖ от застройщика!

Отдельные положения законопроекта регулируют создание товариществ собственников жилья в новостройках, где застройщики зачастую злоупотребляют своей властью. Например, вводится запрет на участие строителей в создании ТСЖ и «устраняется возможность навязывания застройщиком аффилированных с ним управляющих организаций».

Что еще?

В новом законопроекте, помимо всего прочего, определен перечень работ и услуг по ремонту и содержанию жилищного фонда. Стоит отметить, что раньше между жильцами и УК возникало много споров: «Должна управляющая компания, не должна, имеет жилец право, или не имеет». Теперь будет четкий перечень, и все споры прекратятся сами собой. Кроме того, увеличен срок договора между собственниками и управляющими компаниями с 5 до 8 лет.

Регламентирована, как уже упоминалось выше, процедура создания и контроля над деятельностью товариществ собственников жилья. С помощью ужесточения контроля, чиновники надеются не допустить организацию ТСЖ недобросовестными людьми.

Так, например, в законе закреплен принцип «1 дом – 1 ТСЖ», обслуживание нескольких многоквартирных домов товариществом собственников жилья не допускается. Также есть поправка, обязывающая управляющие компании при организации ТСЖ передавать правлению ТСЖ все документы в определенный срок.

Для товариществ собственников жилья законом уточнены права и обязанности не только членов ТСЖ, но и собственников жилых либо нежилых помещений, не состоящих в товариществе. Уточняются также положения, которые определяют создание и государственную регистрацию ТСЖ, права членов товарищества, а также лиц, не являющихся членами товарищества собственников помещения в многоквартирном доме. Тем самым, снижается риск создания товариществ без участия собственников.

В целом поддерживая правовой акт, профильная комиссия Совета Федерации по жилищной политике и ЖКХ вместе с тем обратила внимание заседания на необходимость урегулирования еще целого ряда острых вопросов. В дальнейшей проработке, по мнению парламентариев, нуждаются как подзаконные акты, так и понятийный аппарат представленного закона. С точки зрения законодателей, предстоит избавиться, в частности, от возможности расширительного толкования некоторых норм, а также появления правовых пробелов при применении закона. На заседании решено проводить мониторинг правоприменительной практики закона и при выявлении правовых коллизий вносить необходимые коррективы.

Новые правила предоставления коммунальных услуг

Изменения коснулись не только ЖК РФ, еще один законодательный акт был принят в мае: Правительство РФ постановлением от 6 мая 2011 года №354 утвердило правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Так, пункт, дававший право корректировать плату за отопление в конце календарного года – так называемая “13-я платежка”, исключается в новой редакции правил предоставления коммунальных услуг. “Изменен порядок расчета платы за коммунальные услуги, в частности: исключено правило о необходимости проведения корректировки размера платы за отопление по итогам календарного года (так называемая “13-я платежка”)”, – говорится на сайте министерства.

Кроме отмены корректировки за отопление, новыми правилами введена обязанность “исполнителя предоставить потребителю-гражданину рассрочку, если размер платы за коммунальную услугу потребителя в расчетном месяце превысил более чем на 25% размер платы за аналогичный расчетный месяц прошлого года. Рассрочка предоставляется сроком на 1 год”. При этом потребитель вправе по своему выбору либо воспользоваться такой рассрочкой, либо нет. Исполнитель вправе обратиться к ресурсоснабжающей организации за предоставлением аналогичной рассрочки.

Также новыми правилами сокращен размер задолженности, при накоплении которой потребитель может быть ограничен или отключен “с 6-ти месячной суммы задолженности до 3-х месячной”. Документом закрепляется, что при непредставлении данных приборов учета, либо при их выходе из строя расчет за коммунальные услуги осуществляется в течение трех месяцев – по объемам среднемесячного потребления за прошлый период, а по истечению трехмесячного срока – по нормативу потребления коммунальных услуг.

Правилами регламентируется также, что “плата за коммунальные услуги в многоквартирном доме включает плату за коммунальные услуги, потребленные в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды”.

Кроме того, плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды рассчитывается для всех потребителей в многоквартирном доме независимо от наличия или отсутствия у них индивидуальных приборов учета пропорционально площади занимаемых ими помещений и выделяется в платежном документе отдельной строкой.

Подлежащий оплате объем коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается при наличии общедомового прибора учета – как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой объемов индивидуального потребления во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, а при отсутствии общедомового прибора учета – по установленным нормативам на общедомовые нужды, говорится в документе Мирегиона.

Также министерство детализировало правила расчета размера платы за коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения, “произведенные исполнителем с использованием внутридомового оборудования при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения”.

Новые правила также вводят дополнительный раздел, содержащий порядок заключения между потребителем и исполнителем коммунальных услуг договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, включающий перечень условий, которые должны содержать такие договоры и порядок их заключения.

Четко определен перечень лиц, которые могут выступать исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом и потребителям в индивидуальном жилом доме; закреплены случаи, в которых ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг. Определен момент, с которого исполнитель обязан приступить к оказанию коммунальных услуг.

Предусматривается введение новых видов нормативов потребления коммунальных услуг: нормативов потребления на общедомовые нужды в многоквартирном доме, нормативов потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек.

В целях обеспечения точности расчетов за коммунальные услуги закреплены даты, в которые потребителям надлежит снимать и передавать исполнителю показания индивидуальных приборов учета.

Детализирована процедура проведения проверок в целях установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Закреплено право потребителей при наличии решения собственников помещений в многоквартирном доме вносить плату за коммунальные услуги напрямую в ресурсоснабжающую организацию.

Кроме того, министерству регионального развития поручено утвердить примерную форму платежного документа, примерные условия договора управления многоквартирным домом, примерные условия энергосервисного договора в целях экономии ресурсов на места общего пользования в многоквартирном доме, критерии отсутствия технической возможности установки прибора учета и порядок оформления факта отсутствия такой возможности, а также совместно с министерством экономического развития и Федеральной службой по тарифам разработать и внести в правительство РФ изменения в Правила установления и определения нормативов, утвержденные постановлением правительства РФ № 306.