Пытка очередью

Пытка очередью 19.05.2011

Детская поликлиника Химмаша разрывается от очередей в регистратуру. Родители нервничают, дети плачут.

Очереди в регистратуру, очереди к врачу… Каждый раз, собираясь в больницу, приходится настраиваться на длительное, утомительное пребывание в душном, плохо освещенном помещении среди нескольких десятков раздраженных и недовольных людей. После каждого такого посещения врача я думала: «В аду точно есть пытка очередями. А если нет, то ее должны придумать».

Но одно дело, когда в очереди стоит взрослый человек – он способен понять, способен потерпеть. И совсем другое, когда в многометровых очередях стоят родители (чаще мамы) с маленькими, даже с грудными детьми. О том, насколько тяжелым становится это ожидание и для малыша, и для родителя, можно не рассказывать. И без того понятно. Яркий пример таких мучительных очередей можно увидеть в детской поликлинике на Химмаше.

В порядке живой очереди

Александр, отец грудного младенца, рассказал историю, буквально на днях произошедшую с его женой в поликлинике № 2 детской городской больницы № 8. У ребенка заболел глазик. Первым делом Александр попробовал записаться на прием по телефону (это было 10 мая), но сделать это оказалось непросто – пришлось набирать телефон регистратуры в течение 20 минут. Наконец ответили – предложили записаться на прием к офтальмологу после 18 мая. Естественно, это Александра не устроило – глаз у ребенка болел сильно, и консультация специалиста была просто необходима. Тогда в регистратуре предложили подойти в этот же день и записаться в порядке живой очереди – как раз сегодня офтальмолог ведет прием. Жена Александра отправилась в больницу. Сначала она отстояла очередь за талоном. Но сразу талон получить не удалось – в окошечке регистратуры женщине заявили, что сперва ей необходимо подняться к врачу, взять у него какую-то бумажку, с ней спуститься в регистратуру и только тогда она сможет получить талон, чтобы в этот же день попасть на прием. У офтальмолога тоже стоит немаленькая очередь. И всем этим людям тоже приходится как-то объяснять, что никто не собирается пролезть к врачу внаглую, вперед всех, а просто нужна какая-то несчастная бумажка. После того, как эту бумажку удастся заполучить, женщине с ребенком на руках необходимо объяснить уже другой очереди, что она тут стояла, дошла до регистратуры и теперь ей не надо вставать в самый конец…

Почему работает только одно окошко?

По словам Александра, очереди в регистратуру детской поликлиники на Химмаше – обычное дело. Часто вместо трех существующих окошечек (два – для записи, и одно  - для выдачи больничных листов) работает только одно. При этом нельзя сказать, что поликлинике не хватает сотрудников, ведь в той же регистратуре, как не раз замечал Александр, невзирая на длинную вереницу очереди, постоянно копошатся женщины в белых халатах. Однажды, когда так же работало только одно окошко, Александр решила разобраться, в чем дело.

- Почему работает только одно окно регистратуры? – спросил он у сотрудницы поликлиники, которая сидела как раз за тем окошком, в котором по непонятным причинам регистрация пациентов не велась.

- Я занята.

- А не могли бы вы сказать, чем вы заняты? Мы вот пишем статью, прокомментируйте, чем вы заняты, - на этот вопрос Александру ответили что-то невнятное, вроде как что-то с компьютером там делают. 

- Ну а можете сказать, чем тут остальные у вас занимаются? Пять человек туда-сюда ходят. Почему нет людей, которые могли бы принимать пациентов в регистратуре?

- Это врачи, они берут карточки пациентов, - ответили Александру. Но, по его словам, на врачей они похожи не были и чем занимались на рабочем месте, совершено непонятно. Как только Александр начал разбираться, тут же все дела этой занятой женщины закончились и она начала принимать людей.

Единственный выход – приходить вдвоем, чтобы было с кем оставить ребенка, сбегать к врачу или занять место в другой очереди. Но для этого обоим родителям приходится отпрашиваться с работы, а это получается далеко не всегда. Александр уверен, что ситуацию можно изменить, он знает примеры государственных медицинских учреждений, где проблема очередей практически не существует. Например, он назвал поликлинику на ул. Ткачей. Современное красивое здание, в которое приятно зайти. Регистратура разделена на платный и бесплатный прием, длинных очередей, по словам Александра, нет ни в одной. И есть хоть какой-то выбор. Я поинтересовалась у него, пробовали ли они с женой обращаться в платную поликлинику, однако выяснилось, что на Химмаше просто нет частных клиник, которые ведут детский прием. Ближайшая находится на Вторчермете.

Приходится стоять

Екатерине, матери двух девочек, пользоваться услугами платных клиник очень тяжело в финансовом плане – болеют дети довольно часто, да и ездить каждый раз в другой район неудобно. Поэтому приходится терпеть очереди:

«В основном они идут до двенадцати, до часу дня. С восьми часов, как поликлиника открывается, и до самого обеда. К вечеру ажиотаж стихает, и очереди становятся меньше. Лялечки плачут, капризничают, там очень душно… но приходится стоять, делать больше нечего. Если записаться в нашу поликлинику заранее, то все равно ты приходишь и выстаиваешь эту очередь – чтобы получить карточку и талончик. Дело еще в том, что несколько лет назад поликлинике дали компьютеры, поставили их и в регистратуру. А женщины, которые там сидят, не имеют опыта работы с ним, только приучаются, из-за этого все делают медленно. Потом, в регистратуру постоянно звонят по телефону, сотрудницы отвлекаются, отвечают на звонки. Запись всегда почему-то ведется по журналу, хотя у них стоят компьютеры, и можно было бы сделать специальную программу для записи – выбираешь специалиста, выдается список свободного времени, на которое можно записаться. При наших современных технологиях они до сих пор открывают эти журнальчики, начинают там копаться, искать…», - сетует Екатерина. 

Что касается платных услуг, то в среднем прием педиатра по Екатеринбургу обходится примерно в 650-700 рублей, повторный прием, как правило, чуть дешевле – 450-500 рублей. Вызов врача на дом дороже в два раза – первичная консультация стоит около 1300 рублей, вторичная – около 1000 рублей. Я позвонила в один из платных медицинских центров Екатеринбурга (находится он на Ботанике), там мне ответили, что вызов врача-педиатра на дом будет стоить 1600 рублей независимо от причины обращения. Врач подъедет в назначенное по записи время. Такую роскошь себе может позволить далеко не каждая молодая семья.

Телефонная запись

Я решила проверить, действительно ли так сложно записаться на прием к специалисту по телефону. В регистратуру дозвонилась с трудом, пришлось беспрестанно набирать номер около получаса. Наконец мне ответили, сказали, что сейчас я могу записаться на прием через две недели – таковы правила. Если надо срочно – добро пожаловать в очередь. Да и вообще, лучше сразу приходить в день приема, потому как даже после записи по телефону придется стоять в очереди за талончиком. Женщина, с которой я разговаривала, отвечала на мои вопросы чуть ли не извиняющимся тоном. Мол, мы тоже все понимаем, система эта глупая, неудобная, нам тоже это неудобно, но что сделаешь – все мы люди подневольные. Разговаривали со мной, кстати, вежливо и спокойно, несмотря на то, что я не представилась журналистом. Рассказали, что я могу записаться через интернет. Решила попробовать.

Интернет-запись

На сайте городской администрации есть для этого специальный сервис – можно записаться на плановый прием к любому специалисту. Первым делом выскакивает окошечко с правилами. Там сказано: «Предварительная запись к врачу через интернет осуществляется на 2 недели вперед и возможна только один раз в течение 14 дней». Ниже крупным шрифтом написано, что необходимо придти в регистратуру за 20 минут до начала приема и подтвердить свое намерие, иначе бронь будет снята. Нажимаю на кнопку «Принять». Открывается окно, где пациент должен ввести свои данные – фамилию и номер страхового медицинского полиса. Выше есть предупреждение о том, что работа ведется в тестовом режиме и могут возникать какие-то шероховатости. На следующей страничке показана информация о последних посещениях поликлиник, там же можно записаться на прием. Пока все просто и понятно. Жму на кнопку «Записаться». Появляется окошко, где уже указаны участковые врачи, к которым я могу пойти на прием, а так же можно выбрать узкого специалиста из списка. Самое интересное – напротив фамилии участкового врача указано время, на которое я могу прямо сейчас записаться. Первая дата – сегодняшняя. О каких тогда 14 днях идет речь? Это так и осталось загадкой. Жму на сегодняшний день. Расписание приема – нужно выбрать часы. Пыталась разобраться с этой системой я примерно в два часа дня, однако могла записаться на 11:00 например. Жму. «Запись прошла успешно!». Выходит, я записалась на прием в прошлое? Опять ничего не ясно. Пробую еще раз, теперь уже на 24 мая в одному из узких специалистов. Проблем нет, запись вновь проходит успешно. Что удобно – если вдруг необходимость в посещении врача отпала, запись можно так же быстро отменить через интернет. Вот только система действительно еще как следует до ума не доведена.

«От нас это не зависит!»

Разочаровавшись в телефонной и электронной записи, я решила лично взглянуть на очереди в регистратуре химмашевской детской поликлиники. В обеденное время очередь из мам с маленькими детками тянулась от окошка регистратуры до самого выхода. В холле поликлиники было душно, от тяжелого света через некоторое время начинало рябить в глазах. Мамочки в очереди рассказали, что к таким очередям уже привыкли. Попасть на прием без этого испытания просто невозможно. Некоторые стоящие в очереди уже записались – по телефону или через интернет – и теперь просто хотели получить карточку и талон.

В самой поликлинике мне сказали, что от них эти очереди не зависят – они работают так же, как и любая другая больница. Система записи только устанавливается, и сейчас она далеко не совершенна. Потому и все вопросы нужно задавать высшему начальству. Однако пациенты химмашевской детской поликлиники уверены, что справить с ситуацией можно – первым делом необходимо добиться, чтобы оба окна работали постоянно. Кроме того, подумать над вопросом, можно ли отделить запись по телефону от общей регистратуры, чтобы сотруднице не пришлось постоянно отвлекаться на звонки.

Анна Осипова

      


Возврат к списку