Психолог - особенный человек

Психолог - особенный человек 30.11.2010

Вначале, я думаю, следует дать справку: школьный психолог - это полноправный школьный педагог, отличающийся от привычных нам учителей русского языка, математики и прочих предметов тем, что он не ведет у нас, детей, уроки. Хотя, если быть точным, - ведет, но не в рамках школьного расписания, а тогда, когда в этом нуждаются или этого хотят сами дети. Продолжая исследовать труд специалистов, которые работают в гимназии №177, я решил побыть немного школьным психологом.

В этой роли мне, корреспонденту журнала «Класс!», представилась возможность провести несколько занятий в разных классах, в том числе - «арттерапевтическое» или, иначе говоря, творческое занятие в 10 «А» классе. Мне доверили провести занятие на выявление способностей к сотрудничеству у ребят младшей школы. Наконец, я поучаствовал в ролевой игре в составе своего 11 «А».

До консультаций меня, как человека, не имеющего образования психолога, конечно, не допустили - негоже страдающему ученику/родителю/педагогу изливать душу одиннадцатикласснику, к тому же журналисту.

«Заступив в должность», я провел подготовительную беседу с нашим школьным психологом Еленой Александровной Ималетдиновой перед занятием в 10 «А». Первое, что я подметил, - это предоставившуюся мне уникальную возможность взглянуть на учеников не как равный им школьник и даже не как педагог, а как особенный человек, чьей целью является выяснить об этом коллективе что-то, пока еще не ясное даже для них самих. Здесь не определяют уровень знаний и эрудицию ребят, здесь цели иные: узнать, кто из них какое место занимает в своем коллективе. В такой игре не бывает «героев» и «аутсайдеров», лидерские качества в ней проявляют все участники коллектива, но в разной степени.

Творческое задание для 10 «А» заключалось в том, что все участники коллектива, имея в своем распоряжении краски и кисточки по количеству учеников, рисовали на большом фрагменте обоев... дерево. Причем, дозволен был полный полет фантазии - дерево может быть совершенно любым! Ведь значение имело лишь то, кто руководит процессом, кто советует, кто рисует, кто суетится и проводит доработку шедевра иллюстрации, а кто так и не притронулся к кисточке, не желая сотрудничать с одноклассниками. Но таких людей не нашлось, все с самого начала были вовлечены в работу. В итоге дерево более чем удалось - сейчас оно висит на стене в 222 кабинете.

На работу вообще-то отводилось полчаса, но дерево 10 «А» наносилось на поверхность обоев более 40 минут. Результаты этого творческого теста конфиденциальны и огласке не подлежат.

С ребятами младшей школы все проходило в игровой форме: нужно было выявить умение шести мальчиков из 4 класса сотрудничать как друг с другом, так и с окружающими их ребятами. Для этого были проведены три игры. Первая называлась «Передай привет»: участники стоят в кругу, держась за руки, а один человек находится в центре. По кругу участники «передают привет» - как можно незаметнее для человека в центре сжимают руку соседа. В конечном итоге «привет» должен дойти до заранее названного участника в кругу.

Если человек в центре заметил момент передачи «привета», то он указывает на того, кому передали последним и говорит «стоп!». Тот, на кого указали, становится в центр круга.

Следующим заданием для подрастающего поколения стало сначала вдвоем, а потом втроем зажать между головами мяч и выполнять команды психолога, например: сделать шаг вправо, два шага вперед, присесть и так далее. С этим заданием ребята справились очень даже неплохо, уронив мяч всего один раз.

Далее ребята сели в круг, и им нужно было, держась за руки, одновременно подняться на ноги, что получилось у них отнюдь не с первой попытки. И в конце мы в парах (да, я тоже поучаствовал в последнем задании), держась за один маркер рисовали на листе формата А4. Что и говорить, рисунки получились потрясающие, словно рисовали их в одиночку, причем с подготовкой, заведомо зная, что в конечном итоге будет изображено.

Все это, конечно, не просто игры и творческие занятия - это своеобразные тесты. Наблюдая за ребятами, участвующими в них, психолог делает выводы, которые при необходимости можно будет использовать в беседах с их родителями и учителями, да и с самими учениками, пришедшими в этот кабинет за помощью в разрешении своих проблем.

Работа школьного психолога очень важна. Это - как прогноз того, что выйдет в итоге у данного коллектива, и будет ли работоспособность и взаимовыручка его членов на должном, высоком уровне. После пары несложных тестов, оказывается, реально выявить официального и, так называемого, фактического лидера. Мне кажется, без всяких преувеличений можно заявить, что деятельность психолога -самая интересная в школе.

Пойду на откровенность: после моего краткого погружения в деятельность психолога впечатления были двояки, ведь работа эта сложная, и даже очень - нужно хорошо чувствовать тех людей, с которыми ты работаешь. И одновременно с тем, она чрезвычайно увлекательная. Теперь самое время жалеть, что мой путь на факультет психологии ввиду слабой эрудиции в биологии и математике, закрыт.

Вячеслав ШМАЛЕВ, 11"А" класс, Гимназия №177.  
   



Возврат к списку