Сортировка: прошлое и настоящее

25.11.2010

4-ого октября 1988 года рано утром на станции Свердловск-Сортировочный покатился под уклон состав  с двумя взрывоопасными вагонами (46,8 тонн тротила и 40 тонн гексогена), врезался в товарный поезд с углем; оборвавшийся электропровод упал на взрывоопасные вагоны, и произошел мощнейший взрыв.

Ударная волна распространилась на 10-15 километров. В эпицентре осталась воронка диаметром 40 метров, глубиной 8 метров. Все жители Свердловска проснулись от этого взрыва. Только по официальным данным, погибли шесть человек: четверо на месте аварии, двое уже в больнице. Тысячи получили тяжелые травмы; самая частая: осколочные ранения глаз и лица. Сотни семей лишились крыши над головой. Следствие быстро нашло "стрелочницу", которую и обвинило в халатности. Следствие длилось почти четыре года. Татьяну Хамову обвинили в нарушении инструкций, прокуратура требовала шесть лет тюрьмы. Но из-за реконструкции путей на Сортировке дорасследование пришлось прекратить. За недоказанностью злого умысла в действиях подсудимой дело закрыли.

Воронку засыпали за 12 часов

Свидетели, находившиеся вблизи эпицентра, утверждали потом, что наблюдали "гриб" над землёй - последствие взрыва. Радио не работало. В 10 утра мы уже ехали через центр города, отчётливо запомнились выбитые взрывной волной витрины в "Центральном гастрономе", магазине "Океан", здании театра "Музыкальной комедии", в самом же районе - Сортировка творилось невесть что....но это другая история.

Спустя 2 дня, мы с моим школьным товарищем Александром, вооружённые фотоаппаратами и заряженной плёнкой, отправились в район катастрофы. Нам хотелось зафиксировать непосредственно воронку от взрыва. (В тот момент мы не знали, что воронка была засыпана за 12 часов, так быстро, чтобы восстановить движение по Транс-Сибирской магистрали).

По завалам пробравшись на территорию станции Свердловск – Сортировочный, нам удалось обнаружить место взрыва - пустырь, похожий на огромную свалку мусора. На месте воронки от взрыва уже были положены новые рельсы и сделана свежая насыпь из гравия.


Единственным символом, оставшимся от "мирной" жизни были остатки пешеходного моста. Остатки моста, как нам объяснили местные жители и являлись самым близким объектом к непосредственному эпицентру взрыва. Плёнка была уже снята наполовину, как вдруг нас окружили какие-то лихие люди в штатском и угрожая, заставили засветить все снятые материалы. Вариантов у нас не было. Сейчас сомневаюсь, что это были спецслужбы, скорее всего это были путейщики, слишком много взявшие на себя ответственности.

Последствия взрыва

На следующий день, соблюдая все меры конспирации, мы снова были на месте мощнейшего взрыва. Прятались в полуразрушенных домах, делали вид, что разглядываем последствия, а сами снимали, снимали, снимали. Многие деревянные дома были уничтожены полностью. Дома устоявшие под натиском взрывной волны, тоже пострадали значительно.


Практически не было ни одного целого оконного стекла в домах, стоявших на удалении до 3-х километров от эпицентра взрыва.


Мусорные баки были переполнены битым стеклом, несколько дней люди выгребали стекло из квартир и подъездов. В некоторых зданиях вместе со стёклами вылетели и рамы.

Ходили слухи, что части вагонов в момент взрыва разлетались в радиусе до нескольких километров. Свидетели утверждали, что в одном из дворов района Сортировка обнаружили разбитый вдребезги колесом от вагона теннисный стол. А в проём выбитого на 9 этаже одного из домов окна, влетела бесформенная масса мазута, якобы вылетевшая из эпицентра взрыва со склада ГСМ.


Пострадало очень много автомобилей. Многие попали под завалы рухнувших гаражей, многие охватил пожар. После взрыва часто, в ночное время можно было встретить водителей на обгоревших машинах, которые "бомбили", зарабатывая на ремонт и на жизнь "после взрыва".


Сильно пострадали и знаменитые ВИЗовские трубы. Со всех сторон они были "прошиты" осколками от взрыва.


Фактически этот взрыв - трагедия, как это ни странно, дал "новую жизнь" Сортировке, многие люди были переселены из деревянных трущоб в современные, построенные дома на "ЖБИ" и "Синих Камнях". На месте же разрушений началось интенсивное строительство и благоустройство территории. Но вначале, необходимо было разобрать опасные здания и вывезти весь мусор, бывший когда-то строениями, путепроводами, деревьями, проводами, стеклом и бетоном...


Василий В. Голощапов, автор снимков

 На самом деле, существует несколько версий произошедшего в 1988 году взрыва. 

ВЕРСИЯ №1. ОФИЦИАЛЬНАЯ

В нечетном парке прибытия станции Свердловск-Сортировочный в ночь с 3 на 4 октября 1988 года дежурила 35-летняя Татьяна Хамова. На общий путь прибыл грузовой состав, начиненный взрывоопасным грузом: в первых двух вагонах: тротил и гексаген. Около пяти утра к горке, на которой составы проходили расформирование, подошел транзитный поезд с углем. Не убедившись, что локомотив прочно удерживает от движения состав с взрывчаткой, Татьяна Хамова дала зеленый свет транзитному поезду. Между тем машинист локомотива не услышал команды на прицепление, и ничем не зафиксированный состав покатился с горки вниз, прямо на транзитник. Столкновение, взрыв...

ВЕРСИЯ №2. ТРАГЕДИЯ ГЛАЗАМИ "СТРЕЛОЧНИЦЫ"

Дежурство Татьяны Хамовой в ночь с 3 на 4 октября 1988 года подходило к концу, до завершения смены оставалось три часа. Около пяти утра по транзитному пути мимо Сортировки должен был пройти товарняк. На основном же пути ждал очереди на расформирование состав с взрывчаткой. В то время на железной дороге действовали инструкции, малейшее нарушение которых грозило руководству МПС строгим выговором по партийной линии. От рядовых железнодорожников требовалось неукоснительное выполнение инструкций. Караул, если состав без уважительной причины задерживался хоть на пять минут! И Татьяна Хамова решила: пропущу транзитный, не тормозя его, сэкономлю пять минут. Скомандовала машинисту локомотива "прицепиться к составу с разрядным грузом", чтобы тот не скатился с горки навстречу другим поездам. И дала зеленый свет транзитному товарняку. Но машинист команду не выполнил, и взрывчатка медленно покатилась с горки прямо на транзитник...

Взрывчатка, к слову, вообще была неправильно упакована: кто-то загрузил тротил и гексаген не в специальные бочки: смертоносный груз просто сложили в обычные мешки и скидали друг на друга! И именно в ту ночь на Сортировке проходил эксперимент: вместо "башмаков", которыми фиксируют колеса, вагоны с взрывчаткой от движения удерживало только новое автоматическое устройство закрепления составов, которое в нужный момент, конечно, отказало...

ВЕРСИЯ №3. НОВЫЙ ПОВОРОТ В ДЕЛЕ

Владимир Матюшенко, работавший в 1988 году старшим следователем следственного отдела управления транспортной милиции, уверен, что установил точную причину взрыва.

Вот картина происшествия глазами Матюшенко. Два состава движутся параллельно. В месте смыкания путей они легонько сталкиваются, вагоны заваливаются, наклоняя опору и обрывая контактные провода. Но взрыв происходит только спустя две минуты. Почему?

Если на железной дороге в проводах прерывается напряжение (сразу тронулись с места несколько составов, поезд пошел в гору), то автоматика сама подключит напряжение через несколько секунд. Но если есть обрыв проводов или короткое замыкание, автомат отключается полностью, чтобы не было взрыва или пожара. Так было и в ту ночь: умная автоматика мгновенно определила обрыв проводов. За доли секунды контакты разомкнулись, и провода упали на крышу вагона уже обесточенными.

По инструкции, после отключения автомата оперативному дежурному разрешено "однократное ручное включение участка сети". Когда на станции собрались растаскивать столкнувшиеся вагоны, дежурная до предела утопила кнопку подачи тока и в этот момент все взорвалось.

ВЕРСИЯ №4. КТО НАЖАЛ КНОПКУ

Ольга Родненко, оперативная дежурная, в ночь взрыва нажавшая на кнопку подачи тока:

В ту ночь я дежурила на тяговой подстанции. Под утро сработала аварийная сигнализация: все замигало, зазвенело. Как требует инструкция, я сообщила об этом энергодиспетчеру и получила от него приказ на ручное подключение тока.

Даже если мы не знаем, почему ток прекратился, все равно должны попытаться подключить автомат, питающий десятки путей. Иначе ситуация грозит срывом перевозок, выговорами, увольнениями. Да и некогда на таких огромных станциях что-то проверять. Заметим, что подстанция находилась в 2,5 километра от места крушения поездов: дежурная не могла видеть, что происходит в парке расформирования, а должна была только автоматически выполнять приказы. Кстати, диспетчерская располагалась столь же далеко от парка, так что, согласно инструкции, приказ на подключение тока отдал человек, который фактически не владел ситуацией.

Получив приказ, Ольга Анатольевна надавила на кнопку, кнопку тут же выбило. Раздался взрыв... Потом Ольга долго лечилась у психотерапевта, а на работе даже появляться не могла: словно стопор включался. Долго снились допросы, следственные эксперименты. Родненко искренне жалеет Татьяну Хамову, но столь же искренне убеждена она и в том, что сама не виновата в трагедии:

Новая Сортировка

Сегодня помимо старой Сортировки есть еще и новая. Район «Новая Сортировка» находится в северо-западной части города Екатеринбурга и относится к Железнодорожному административному району.

Границы района проходят от моста Бебеля по улицам Автомагистральная, Пехотинцев и включают начало ул. Техническая и проспекта Седова. Главными улицами района являются Бебеля, Техническая, Надеждинская, проспект Седова, Таватуйская, Ольховская, Минометчиков, Пехотинцев, Софьи Перовской, Автомагистральная и проезд Теплоходный.

Новая Сортировка является одним из самых молодых районов города. Он начал активно застраиваться в середине 80-х годов XX века. В основном в районе преобладают панельные дома (улучшенная планировка или пентагон), однако в последние годы застройщики начали уделять внимание кирпичу. Результатом стало появление кирпичных домов на улицах Бебеля, Надеждинская и др.

В 1995 году в районе появился вещевой рынок «Таганский ряд». На Новую Сортировку устремились люди не только из разных районов города, но и из соседних областей. Результатом этого стали постоянные автомобильные пробки по улице Бебеля. Эту проблему удалось решить в 2002 году введением в эксплуатацию двухуровневой транспортной развязки по улицам Бебеля – Техническая – Ольховская.

Надо отметить, что район Новая Сортировка является достаточно озелененным. Вдоль улиц растут тополя и березы, во многих дворах – ухоженные клумбы. Район имеет свой парк – «Парк Победы», включающий места для отдыха молодежи, детские площадки, летнее кафе, хоккейный каток. После планируемого к 2025 году переноса станции Свердловск-Сортировочная на Южный Железнодорожный обход, район получит новую рекреационную зону на берегу Верх-Исетского пруда.