«ВИЗ-сталь»: культурное возрождение

08.10.2010

В рамках первой Уральской индустриальной биеннале современного искусства площадки и цеха заводов Екатеринбурга, таких как «УЗТМ», «Верх-Исетский металлургический завод» и «Свердловский камвольный комбинат» превратились в галерею художественных проектов.

Проблема восприятия столицы Урала как промышленного региона, края заводов  стала отправной точкой в творчестве участников выставки со всего мира.  Художники из России, Мексики, Китая, США и стран Европы вернули заводские реликты советского прошлого в контекст городской жизни.

Главной особенностью выставочной программы на «Верх-Исетском металлургическом заводе» («ВИЗ-сталь») стали вечерние световые и видеоинсталляции.

Художники готовили проекты в течение нескольких недель, превращая промышленные пространства завода в территорию экспериментов. Объектами пяти световых инсталляций стали как действующие сооружения, так и здания, ставшие памятниками архитектуры.

Так, например, играя со светом и звуком, Екатерина Пугач создала грандиозную мистификацию «Молния» на одной из действующих градирен (охладительная башня) Верх-Исетского завода.


Неподалеку от «Молнии» расположилась
самая романтичная инсталляция – «Частная луна» Леонида Тишкова. Внутри старой градирни мерцает диск луны, заливая окружающие предметы загадочным сиянием ночи.

Заброшенный купоросный цех объединил творчество мастеров из России и Швеции  Юрия Васильева и Михаэля фон Хауссвольф в проекте «Красный – Красный». Два художника открыли посетителям выставки два взгляда к восприятию и интерпретации красного цвета.

Клепаная труба стала объектом  воспоминаний любителей электронной игрушки 90-х годов. Разноцветные квадратики и загогулины легли в основу спецпроекта Алексея Демина «Тетрис».

Искреннее удивление вызвал, пожалуй, один из самых практичных экспонатов – ажурная белоснежная беседка (проект «Отдых» - Кирилл Асс (Россия), Анна Ратафьева (Россия)), которая скорее отсылала к ассоциациям с дворянской усадьбой, чем с заводом. Между тем беседка останется на ВИЗе и после завершения биеннале в подарок уральским рабочим.

Выставочная программа на промышленных пространствах ВИЗа открыла для посетителей сферу физического труда, исключенную из  жизни мегаполиса.   И, несмотря на то, что уральская биеннале 2010 подходит к концу, индустриальное пространство города получило возможность взаимодействия с современным  искусством, изменив стереотипное восприятие о заводе как гигантской монструозной махине.

Ангелина Синицина
Автор фото: Федор Телков

Еще по теме:
Звуки реальности на "Камвольном комбинате"
Утопия прошлого в ЦК "Орджоникидзевский"
Это надо видеть!