Утопия прошлого в ЦК «Орджоникидзевский»

07.10.2010

В Екатеринбурге подходит к концу Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Крупный международный художественный проект впервые в этом году был реализован в Уральской столице.

На время выставки индустриальный центр региона стал для современных художников мирового масштаба центром современного искусства. Около ста художников из России, Франции, Великобритании, Китая, Мексики, США и других стран интегрировали, казалось бы, несовместимые понятия –  искусство и тяжелую промышленность.

Площадки и цеха городских заводов, таких как «ВИЗ-Сталь» «УЗТМ», «Верх-Исетский металлургический завод» и «Свердловский камвольный комбинат» превратились в галерею художественных проектов: живописи и фотографии, световых и видеоинсталяций.

Орджоникидзевский район всегда был воплощением конструктивизма, лаконичных форм и монолитных сооружений. Новый взгляд на Уралмаш как оплот индустрии прошлого был представлен в серии работ российских участников выставки на территории ЦК «Орджоникидзевский» (б-р Культуры, 3).

Многое из увиденного не оставит равнодушными даже самых скептически настроенных посетителей. Уже на входе зрителей поджидает мистическая  видеоинсталляция творческого объединения «Куда бегут собаки» (Владислав Булатов, Ольга Иноземцева, Наталия Грехова). На фоне кроваво-красного рассвета, под устрашающий шепот надвигаются черные всадники.  Кто они и что представляют их образы? Мутацию современного сознания, а может, фантомов пролетариата или ужас индустриальных катаклизмов. Вот непростой вопрос, над которым заставляют задуматься создатели инсталляции.

Безусловно, искусство не может существовать, не обращаясь к массам и не пользуясь у них популярностью. Следующим экспонатом выставки является фотогалерея «Коммунальный авангард».


Заводской район снабжен всей необходимой инфраструктурой, его улицы и кварталы несут отпечаток прошлого. Старые, полуразрушенные здания Уралмаша становятся главными предметами съемки и отражением утопии прошлого.  Авторы (Владислав Ефимов, Сергей Леонтьев) фокусируют внимание на феномене советского города 30-х годов, каменные представители которого существуют и по сей день.

Особый интерес вызывают фотографии с изображением людей,  жителей Уралмаша. Галерея образов несет в себе целую историю человеческих жизней: грубых, морщинистых лиц рабочих, улыбчивых женщин, добродушных старушек, а также «выпивох» - неких прототипов Венечки Ерофеева.

Выставка в ЦК «Орджоникидзевский» является важным элементом концепции всего проекта, связующим звеном между прошлым и настоящим Екатеринбурга, границей между авангардом и тоталитаризмом, новаторством и утопией.

Ангелина Синицина

Еще по теме:
Звуки реальности на "Камвольном комбинате"
"ВИЗ-сталь": культурное возрождение
Это надо видеть!