Неспокойная Ботаника

Неспокойная Ботаника 15.10.2009

Прогнозы «МК-Урал» сбываются. В сфере коммунальных услуг начинается передел рынка. Ранее мы писали о том, что в Екатеринбурге одна за другой появляются управляющие компании-однодневки, которые всевозможными способами пытаются отобрать дома подконтрольные другим УК. Тенденция перекидывается с района на район. Теперь под прицел попала Ботаника.  

«Улучшить бытовые условия никогда не поздно!» — так начинается листовка некой УК «ЕМУП Ботанический». Агитматериалы организация начала распространять недавно, оставляя свой фактический призыв о смене действующей управляющей компании в почтовых ящиках и на дверях подъездов домов микрорайона Ботаника. «МК-Урал» решил навести справки: кто и что скрывается под «соблазнительными» предложениями листовок. 

Как выяснилось, УК «ЕМУП Ботанический» образовалась совсем недавно — в июне этого года. Особое внимание привлекает ее название, ведь организация под таким именем уже существовала ранее. Так, еще до начала государственной реформы ЖКХ микрорайон Ботанический обслуживался одноименным екатеринбургским муниципальным унитарным предприятием (ЕМУП) «Ботанический», которое после начала реформы просуществовало еще недолгое время и, в конце концов, было ликвидировано. Очевидно, что новое «ЕМУП» решило воспользоваться звучным названием и сыграть на ассоциациях горожан. В общем-то, этот факт и не скрывается авторами листовки, где четко сказано: «…У нас работают профессионалы своего дела — бывшие сотрудники ЕМУПа, которые уже около 10-15 лет посвятили ЖКХ. Их всех вы знаете в лицо, их заслуги вам известны. А данный факт, согласитесь, является определяющим на сегодняшний день». Действительно не согласиться с таким утверждением сложно, вот только смущает одно: практически все сотрудники ЕМУПа, после его ликвидации еще в 2006 году перешли работать в УК «РЭМП УЖСК» — одну из крупнейших управляющих компаний Чкаловского района, созданную сразу после начала реформы.

Отметим, на сегодняшний день РЭМП УЖСК является видным игроком на рынке коммунальных услуг Екатеринбурга. Под ее обслуживанием находится более миллиона квадратных метров жилья, то есть больше 450 домов. Разумеется, такой «лакомый кусок» привлекает многих желающих получить прибыль с услуг ЖКХ, тем более что часть объектов компании находится именно на Ботанике.   

Почему Ботаника? 

Ботаника является одним из новейших микрорайонов Екатеринбурга, следовательно, здания здесь тоже сравнительно новые (10-20 лет) и их жилищно-коммунальный фонд еще не успел сильно обветшать. Кроме того дома на Ботанике — многоквартирные, по 9-16 этажей. «Снять сливки» платежей с таких домов можно быстро и почти безболезненно — налогоплательщики, проживающие в микрорайоне, в большинстве своем — молоды, активны, а главное работоспособны. Естественно, в таких условиях, периодически появляются компании-однодневки, которые сулят жильцам «золотые горы» в кратчайший срок. Так и новоявленная УК «ЕМУП Ботанический», обещает в своих листовках следующее: «Получив деньги фонда Развития и реформирования ЖКХ (основной государственный источник финансирования реформы; в этом году Фонд выделил Свердловской области более 5 миллиардов рублей на нужды ЖКХ – прим. ред.) мы используем их на производство обоснованных и защищенных работ по конкретным адресам». Красиво, единственное «но» — деньги из Фонда нужно еще получить, что в силу ряда причин довольно непросто. И пока УК «ЕМУП Ботанический» делит шкуру неубитого медведя, та самая РЭМП УЖСК, сменить которою фактически призывают агитаторы, в этом году уже не только получила деньги из Фонда (73 млн. рублей), но практически освоила их и готова отчитаться. На эти средства был сделан капремонт в 37 домах-хрущевках и заменено 24 лифта.

Общественность волнуется

Даже бумажки с призывом к переменам вызывают у жителей домов на Ботанике всплеск негодования. И дело не в том, что граждане недовольны обслуживанием уже работающей УК, а в той смуте, которую эти агитматериалы наводят, ведь в любом подъезде найдется та самая «Баба-яга – против». А что потом? Собрания, споры, сбор подписей, судебные тяжбы, ожидания, а ведь хочется спокойно жить в комфортных условиях. 

Общественность на Ботанике очень активна в сравнении с другими районами города. Так, на территории микрорайона действует Совет Территориального общественного самоуправления (ТОС) «Родонитовый», который сотрудничает с большинством имеющихся в микрорайоне организаций, включая управляющие компании и товарищества собственников жилья (ТСЖ). Не удивительно, что председатель ТОС Анатолий Кострикин знает всех «действующих лиц» микрорайона, а появление новой УК "ЕМУП Ботанический" вызывает у него и Совета ТОС неподдельный интерес. У Анатолия Ивановича уже накопился целый спектр вопросов к руководству новой компании.  

В то же время, по словам Анатолия Ивановича, особенно положительные отзывы заслужил один из директоров местной управляющей компании, а именно Валерий Терентьев, руководитель уже упоминавшейся выше РЭМП УЖСК. Похвалы оказались небезосновательны. Валерий Александрович не только поддерживает партнерские отношения с ТОС "Родинитовый", но и помогает в организации Информационно-консультационного центра — уникального для Екатеринбурга гуманитарного проекта. Его основная задача — правовое просвещение жителей, оказание юридической, психологической помощи населению. Сам проект ИКЦ реализуется при поддержке Посольства Королевства Нидерландов (по выигранному гранту), а РЭМП УЖСК помогла выделить для него помещения, где сделала ремонт и провела телефонную связь. Так же в качестве благотворительной помощи компания взяла на себя обязательства ежемесячно оплачивать расходы по содержанию помещений ИКЦ. 

Вообще социальная помощь — редкая черта для управляющей компании. И даже такая, казалось бы, «мелочь», как скидка для пенсионеров на платные услуги или номер городской газеты в подарок для социально незащищенных слоев подчас играет очень важную роль.

Текущие проблемы

Как признался в разговоре с корреспондентом «МК-Урал» директор РЭМП УЖСК Валерий Терентьев, появление потенциального конкурента на рынке, с одной стороны, заставляет сотрудников УК работать лучше, совершенствовать качество своих услуг, с другой — «мышиная возня» сильно отвлекает, отнимает время, эмоции и силы.

Вообще, наличие текущих проблем Валерий Александрович не отрицает, но это естественно — пока в домах живут люди, у них будут перегорать лампочки в подъездах и срывать краны в ваннах, ведь идеального функционирования сферы коммунальных услуг не бывает. 

Решать проблемы, частично пришедшие еще из советского прошлого, компания пытается поэтапно. Например, в этом году УК благоустроила шесть дворов, где были поставлены детские площадки.

РЭМП УЖСК придерживается прогрессивных принципов работы. Например, компания пользуется услугами аутсорсинга — привлекает для уборки подъездов и придомовых территорий клининговые компании. Другой пример, вывоз мусора осуществляет не Спецавтобаза, а специально организованная подрядная организация. Такое нововведение позволило жителям сэкономить — тариф уменьшился на 10%.

Отметим, что РЭМП УЖСК обслуживает не только жильцов своих домов, но и сотрудничает с ТСЖ — выполняет работы по предоставлению ряда услуг. Почти уникальная для Екатеринбурга ситуация: УК не делит с ТСЖ сферы влияния через суд, а работает! Умение идти на компромиссы и находить общий язык с клиентами — залог успешного руководства. 

В практике компании есть и примеры персональной помощи жильцам. Так, пенсионерка Мария Степановна занимается садоводством — разводит растения прямо у подъезда своего дома на Родонитовой, 38. Ее сад разросся довольно широко: цветы, кусты, деревья, ягоды. Однако до недавнего времени этому «оазису» постоянно наносился ущерб припаркованными автомобилями, подростками-велосипедистами и даже пешеходами, а все от того, что вокруг клумб не было банальных ограждений. Мария Степановна писала во все инстанции, а нужно было лишь обратиться напрямую в управляющую компанию, и в течение нескольких дней ограждения частично были восстановлены, директор РЭМП УЖСК обещает, что все работы по благоустройству садика будут завершены в ближайшее время. 

Примеры такой работы очень показательны: индивидуальный подход к решению частной проблемы силами крупной компании. Но уследить за всем невозможно и неприятности имеют свойство случаться, но в данной ситуации опасаться следует тех, кто пытается этими неприятностями воспользоваться в своих целях. И если есть соблазн выбрать новую управляющую компанию, то необходимо отключить эмоции, откинуть пафос чужих обещаний и рационально оценить профессионализм, опытность и историю работы кандидатов на место «УК».