Английский для взрослых: учить или не учить?

Английский для взрослых: учить или не учить? 31.08.2010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



О том, что волнует взрослых студентов, задумывающихся о том, чтобы наконец-то выучить иностранный язык, мы беседуем с генеральным директором сети языковых центров «Талисман» Натальей Сорокиной.  

 – Наталья Дмитриевна, для многих взрослых людей изучение иностранного языка годами остается несбыточной мечтой. Почему?

– Наверное, пережитки прошлого… В советское время не было достаточной мотивации для изучения языка, поскольку в западные страны, как правило, выезжали лишь дипломаты, спортсмены, ученые, артисты… А для большинства обыкновенных людей посетить Лондон было почти то же самое, что посетить Луну или Марс.

Кроме того, сами технологии обучения были далеки от совершенства. Во-первых, идеологические ограничения: тот же перевод зачастую сдавали по газетам английских или немецких коммунистов, и данное чтение трудно было назвать увлекательным или полезным. А главное – в отсутствии постоянной практики полноценного общения необходимые навыки не могли толком сформироваться. 

И язык, суть которого – живое общение – стал для многих чем-то наподобие геометрии Лобачевского. И эта абстрактная отвлеченность до сих пор пугает, хотя и внешние условия, и внутренняя необходимость владеть иностранным языком, и образовательные технологии – всё изменилось в лучшую сторону.

Казалось бы, чего проще: возьми и начни учить язык в хорошей компании под руководством грамотного и чуткого педагога! Но прежнее ощущение мучительного труда, словно камень Сизифа, тянет и тянет вниз…           

– И чисто технический на первый взгляд вопрос превращается в серьезную психологическую проблему?

– Любой язык, как родной, так и иностранный, всегда является не только средством коммуникации, но и инструментом восприятия мира. Мы думаем на языке, а значит – и своё «я», свои интересы и мечты, опыт и страхи – всё преломляем через сферу лингвистики. При этом сама лингвистика выполняет скорее прикладную функцию, а суть того, что описывается словами, – это во многом отражение нашей собственной сути.

И когда взрослый человек решает для себя: учить английский язык или не учить, он, возможно, задается более концептуальными вопросами. Например: развиваться ли дальше? Становиться ли мудрее и сильнее? Раскрывать ли свой личный мир до пределов глобального, когда на разных континентах чувствуешь себя если уж не как дома, то, по крайней мере, вполне комфортно и уверенно?..

Обучение языку в зрелом возрасте – это инвестиции не в некоторое количество запоминаемых слов и правил, а, скорее, в новое восприятие жизни, в новое ее качество. Если человек, это осознав, решает переступить свой внутренний страх перед необходимостью первоначальных волевых усилий, то никакой отрицательный опыт изучения английского в школе или институте уже не может ему помешать.

– Для разных людей изучение иностранного языка означает свое: для одних – подвиг, для других – норма?

– По большому счету, переход от советской реальности и ментальности к сегодняшнему дню явился для многих действительно серьезным испытанием, поскольку исторический-то слом – объективно резок и крут. И если уж человек этот переход успешно преодолел, состоявшись в бизнесе или в любой другой сфере деятельности, изучение языка для него – не столько принципиальный этап, требующий героических усилий, сколько некий завершающий штрих в этой адаптации к новой реальности.

Сегодня, чтобы с удовольствием путешествовать по миру, нужны главным образом три вещи: время, средства и владение языком. Для состоявшихся взрослых людей, преуспевших в бизнесе, именно последнее остается ограничением. И устранение данного ограничения – наверное, все-таки не подвиг, а логичный и закономерный шаг.

Если перестать подходить к владению иностранным языком с советскими представлениями, то это владение языком, опять же, естественная норма. Ни больше и не меньше. Одна из наших слушательниц однажды привела такой пример. Находясь в Германии, она в магазине спросила продавца – женщину лет под 70: «Вы говорите по-английски?» В ответ прозвучало чуть ли не с обидой в голосе: «Да, конечно!» Для семидесятилетней немки владеть английским – дело само собой разумеющееся. Как рассчитываться банковской картой или водить автомобиль.    

– Учиться вождению, когда тебе за сорок или пятьдесят, тоже труднее, чем в молодости… Насколько опыт и квалификация преподавателей «Талисмана» помогают именно возрастным слушателям?  

– Существенно помогает сама возможность выбора: между традиционными курсами различной протяженности и методом профессора И.Ю. Шехтера. В отличие от традиционных подходов, универсальных для любого возраста, обучение на курсе « Невероятный английский!» настоятельно требует от слушателя определенного жизненного опыта. И чем этот опыт богаче, тем лучше. К тому же главная особенность данной методики – именно снятие психологических барьеров и страхов перед общением на английском языке.

Влияние метода Шехтера, где во главу угла ставится ощущение внутреннего комфорта слушателей и увлекательность занятий, положительно сказывается и на корпоративной культуре «Талисмана» в целом. Многие отмечают, что приходя сюда даже после напряженного трудового дня, «всегда морально отдыхают». При всей серьезности занятий и необходимости концентрации усилий, атмосфера «Талисмана» располагает к определенной внутренней гармонии, которая в зрелом возрасте особенно ценна.

– Корпоративное обучение строится на тех же принципах?

– Разумеется. Думаю, позитивное влияние духа «Талисмана», системный подход к решению поставленных задач в этом случае даже еще заметнее. Если для отдельного человека зачастую достаточно просто квалифицированного преподавателя, то на уровне корпоративного обучения неизбежен процесс взаимодействия корпоративных культур. И в этом плане 20-летний опыт «Талисмана», включающий работу с самыми разными клиентами – от небольших фирм до «Кока-Колы» – помогает при любых обстоятельствах обязательно достигать оптимального результата.   

   



Возврат к списку