Чернецкий Аркадий Михайлович

Чернецкий Аркадий Михайлович ВОПРОС: До 5 июля, Губернатором Свердловской области был обозначен срок для подачи предложений от глав городов по проекту «Большой Екатеринбург». Вы эти предложения предоставили Губернатору. В чем их суть?

А.М. Чернецкий: К сожалению, после того, как Губернатор направил данное предложение руководителям всех муниципальных образований, которые потенциально могли бы войти в состав Большого Екатеринбурга, началось очень много спекуляций, было организовано большое количество митингов-протестов. Явно в организованном порядке пытаются дискредитировать и сорвать реализацию этого проекта. Проект «Большой Екатеринбург» действительно фигурировал в стратегическом плане развития города Екатеринбурга, который был принят в 2003 году. Но уже тогда было ясно, что это проект не столько города Екатеринбурга, сколько Свердловской области, и реализовать его можно только имея политическую волю со стороны руководства Свердловской области. Достаточно длительное время такой политической воли не было, более того к этому проекту отношение было не столь серьезным. С приходом нового Губернатора ситуация изменилась, перспектива реализации этого проекта, на мой взгляд, стала понятной для очень многих руководителей, в том числе и для руководителей областного уровня. Свердловская область, Правительство, Губернатор взяли на вооружение реализацию этого проекта. Это их проект, потому что одному Екатеринбургу его реализовать невозможно. Были разосланы письма о том, что Губернатор и Правительство поддерживают реализацию этого проекта, и были запрошены предложения от руководителей органов местного самоуправления о том, как его можно реализовать.

Город Екатеринбург еще три месяца назад сформулировал свое видение этого вопроса. Мы считаем, что этот проект должен быть реализован не в виде агломерации, потому что, к сожалению, такая аморфная форма, как агломерация, непонятна по вопросу разделения функций, полномочий, вопросу обозначения зон ответственности. Как правило, данная форма никакого серьезного эффекта не дает. В масштабе страны мы можем видеть агломерацию СНГ и те проблемы, которые существуют в рамках СНГ, находятся на межгосударственном уровне. На более низком уровне, ситуация будет более сложной, потому что в рамках агломерации всегда доминирует местный интерес над интересом общественным. Наше предложение заключается в создании единого муниципального образования. Естественно, что должны быть организованы публичные слушания по этому вопросу, должно быть учтено мнения населения - жителей города Екатеринбурга и близлежащих территории. Отрадно, что, в понимании этого вопроса со стороны Губернатора и Правительства Свердловской области присутствует одна объединяющая главная идея, что просто за счет арифметического сложения потенциала Екатеринбурга и близлежащих городов получить синергетический эффект будет достаточно сложно. Необходимы конкретные проекты, которые заинтересуют и жителей Екатеринбурга, и жителей близлежащих городов, нужны дополнительные материальные вложения для того, чтобы выровнять уровень жизни в центральной части Екатеринбурга и в периферийных районах «Большого Екатеринбурга». Понимание присутствует. В разговорах с Губернатором было уделено внимание о необходимости закладывать материальные средства в бюджет 2011 года для того, чтобы эти проекты разрабатывались.

На сегодняшний день идет спекуляция. Этот процесс запущен недальновидными политиками. Сегодня это процесс подхвачен и авантюристами. На митинге, который проходил на территории города Березовский, люди выступали против носильного вхождения в состав Большого Екатеринбурга. Их аргументы нелепы: «Нас припишут к поликлинике, расположенной в районе Химмаша», «Чернецкий заставит нас срочно менять паспорта». Масса таких необоснованных поводов было высказано, с целью не реализовать проект «Большой Екатеринбург». Данный проект не простой: он потребует времени, потребует принятия ряда принципиальных решений. Действительно, имеются определенные сложности. Но тот эффект, который в конечном итоге будет получен даже не через год, два, пять и даже десять лет (проект рассчитан на многие десятилетия вперед) будет таков, что с ним ничего сравниться не сможет. Будет разработана эффективность использования земельных ресурсов, энергетических ресурсов. Существующее положение социальной сети, медицинских учреждений, учебных учреждений таково, что, кто в это деле будет разбираться, без труда сможет это сделать.

Город Екатеринбург свои предложения направил. В эти предложения включен предполагаемый план перехода, т.е. представлены те мероприятия, которые необходимо выполнить, чтобы соблюсти все юридические моменты, связанные с созданием Большого Екатеринбурга. Разработаны бланки документов, которые должны быть рассмотрены в каждой территории и, в конечном итоге, их должны принять. Узловым вопросом, который должен быть рассмотрен Областной Думой, является Закон Свердловской области о создании муниципального образования «Большой Екатеринбурга»

ВОПРОС: Какие консолидирующие проекты, которые будут выгодны и жителям Екатеринбурга, и жителям Березовского, Среднеуральска?

А.М. Чернецкий: Это рациональное использование земельных ресурсов. Много раз эта тема была обсуждена. Например, сегодня межселенные территории, которые находятся на окраине Екатеринбурга и на окраине Верхней Пышмы соответствующим образом застраиваются. Нужен пересмотр Генерального плана всей большой территории, чтобы рационально размещать жилье, а не использовать эти территории для застройки таким образом, чтобы там не появлялись промышленные зоны. Промышленные зоны соответствующим образом должны быть вынесены за пределы города. Это также вопрос экологии. Агломерация складывается стихийно, и когда в середине агломерации будет находиться производство, с точки зрения экологии, для всех окружающих данную территорию населенных пунктов: Екатеринбурга, Верхней Пышмы, Березовского - ситуация будет складываться отнюдь не положительного характера. Рациональное использование энергетических ресурсов. Рациональное планирование развития всей зоны Большого Екатеринбурга. В Березовском создавалась программа, носящая названия «Зеленая долина». Ее реализовывали без учета мнения города Екатеринбурга. Считалось само собой разумеющимся, что подключение к источникам водоснабжения будет осуществлено со стороны Екатеринбурга. В балансах города Екатеринбурга ничего подобного предусмотрено не было. Никто не учитывал столь серьезный и большой расход воды. Такая же ситуация сложилась, касающаяся дорог. Считают, что построят поселок на территории Большого Екатеринбурга, то в Екатеринбург будут добираться по ул. Малышева, которая сегодня едва справляется с существующим потоком машин. Кто будет заниматься организацией транспортного обслуживания. Например, территория в районе Медного, которая рассматривается для строительства низкоэтажных коттеджей, т.е. на том месте будет вестись низкоэтажная застройка. У данной территории есть недостатки: она расположена на далеком расстоянии от инженерных сетей. Сегодня общими усилиями стоит разрабатывать ту территорию, которая ближе расположена к тепловым источникам, источникам водоснабжения, а не каждый самостоятельно будет реализовывать собственные проекты, которые, с точки зрения эффективного использования ресурсов, не вполне рациональны. В этом смысле интерес региональной власти присутствует, так как в конечном итоге это все касается денежных вопросов. Реализация проекта «Большой Екатеринбург» является не сиюминутным вопросом. Его нужно воспринимать как процесс, где шаг за шагом нужно следовать к поставленной цели.

ВОПРОС: Если мы хотим, чтобы наши дети жили в хорошем, красивом, большом и преуспевающем городе, мы должны задуматься о будущем.

А.М. Чернецкий: Город Екатеринбург сам по себе уже является и красивым и преуспевающим. Вопрос заключается в том, что сегодняшними масштабами Екатеринбург не ограничится. В данный момент стихийное объединение происходит. Однако без объединений административных ресурсов, властных полномочий невозможно заниматься качественным планированием развития территорий, получением соответствующего эффекта. В том числе возникает невозможность рационального использования денежных средств, которых не так много ни у Екатеринбурга, ни у городов-спутников, ни у Свердловской области.

ВОПРОС: Предложения направлены. Сейчас ожидается ответный шаг от областных властей.

А.М. Чернецкий: Сейчас областные власти, осознавая все нюансы, должны совершать последовательные шаги к постепенной реализации проекта «Большой Екатеринбург»

ВОПРОС: Екатеринбург станет площадкой для крупнейших международных мероприятий. Состоится российско-германский саммит с участием первых лиц государства, пройдет масштабная выставка «Иннопром-2010». Какие объекты будут задействованы в этих мероприятиях? Как город готов к данным мероприятиям?

А.М. Чернецкий: Вы знаете, самое главное, что я считаю большим достижением в городе Екатеринбурге - проведение крупных, в том числе и международных мероприятий, не ставит город на голову. У нас сегодня сформирована достаточно качественная среда, которая в состоянии принять мероприятия любого масштаба, как общероссийского, так и международного. У нас достаточно гостиниц, у нас сегодня существует нормальный транспорт, у нас есть вся необходимая инфраструктура гостеприимства. У нас сегодня культурная обстановка такова, что можно обеспечить программу пребывания иностранных делегаций и большого количества представителей российского бизнеса. Естественно, что идет определенная шлифовка. Существуют те маршруты, которые требуют дополнительного внимания. Но сказать, что все усилия в городе брошены на то, чтобы чистить себе перья для достойной встречи гостей, неправильно. Город все же занимается своей обычной жизнью. Вот это, я считаю, самое главное достижение за последние годы, которое состоялось в городе Екатеринбурге.

ВОПРОС: Международные мероприятия стали традиционными у нас.

А.М. Чернецкий: Международные мероприятия уже не являются неким эксклюзивом. Мы готовы принимать и высших персон, руководителей государства. И все для того, чтобы этот прием был достойный, у нас в городе есть.

ВОПРОС
: Довольно остро этим летом стоит вопрос с водоснабжением города. Действительно существует реальная опасность, что город останется без воды на какое-то время? Какие меры предпринимаются Администрацией города?

А.М. Чернецкий: К сожалению, действительно. Вы знаете, по некоторым оценкам специалистов, это лето будет самое засушливое за все время наблюдения. Уже в июне, первом летнем месяце, температура значительно выше средней, а количество осадков, которое выпало не только у нас в городе, но и по всей России, значительно ниже нормы. Это внушает определенные опасения. Тем более что один из водоемов, который мы традиционно используем в качестве резервного для обеспечения города Екатеринбурга, оказался спущенным - там почти полтора десятка миллионов кубометров воды оказались спущены. Мы потеряли этот резерв. Сегодня необходимо активно включать так называемый Нязепетровский каскад - это перекачка воды из Челябинской области из реки Уфы - для того, чтобы не остановиться в последующие месяцы. Запас воды на сегодняшний день оценивается примерно в 40 миллионов кубических метров. У нас среднее потребление в городе - 18 миллионов кубических метров в месяц. Поэтому, если раньше мы начинали перекачку воды из бассейна реки Уфы осенью, то сегодня мы будем вынуждены заниматься этим вопросом буквально с июльских дней. На днях состоится заседание городского КЧС, и такие решения будут приняты. Это удовольствие дополнительно обойдется городской казне примерно в 260 млн. рублей. Это очень большие деньги, в бюджете они не заложены. Мы вынуждены принимать такое решение для того, чтобы не допустить крупных неприятностей осенью и зимой.

ВОПРОС
: Соответственно, ходят разговоры и о том, что повысится плата за пользование водой.

А.М. Чернецкий: Пока мы так вопрос не ставим. Увеличение тарифов на воду мы в этом году сделали - это были увеличения, связанные с инвестиционной составляющей. Посмотрим, как будут развиваться события. Мне бы очень не хотелось, чтобы вводили какие-то ограничения на использование воды. Хотя во многих городах, в том числе и в Челябинской области, уже есть города, которые получают воду в течение четырех часов в сутки.

ВОПРОС: Но пока так вопрос у нас не стоит?

А.М. Чернецкий: У нас так вопрос не стоит, но в России ситуация очень сложная, и во многих областях ограничение на использование воды уже введено.

ВОПРОС: Ремонт, реконструкция дорог - еще один важный вопрос, который стоит сегодня на повестке дня. Городу выделены федеральные средства в размере 1 млрд. 300 млн. рублей. Есть ли уже ясность, как именно будут распределяться эти средства?

А.М. Чернецкий: Городу обещаны федеральные средства в размере 1 млрд. 300 млн. рублей. Мы рассчитываем, что эти обещания, которые состоялись, официальны, и они будут реализованы. Когда будет принята официальная корректировка бюджета Российской Федерации, данные средства найдут свое отражение, что они идут непосредственно городу Екатеринбургу. Тем не менее, мы понимаем, что работать нужно уже сейчас, а не в ноябре месяце, когда реально эти деньги придут. Поэтому мы готовы кредитоваться под будущее получение денег, мы готовы выставлять на конкурс различные объекты с условием, что обрядчик приступает к работе за счет собственных средств, а потом мы расплачиваемся за проделанную работу. Естественно, что программа такая существует. Это деньги, которые, по нашим данным, предназначены в первую очередь для ремонтов и капитальных ремонтов. Эти деньги нельзя потратить на реконструкцию или на новое строительство. Поэтому и набор объектов, на которых в этом году будут вестись работы, подобран соответствующим образом. Мы определяем деньги района, чтобы они сделали въезды во дворы и тротуары. Каждому району будет выделено по 5-7 млн. рублей для того, чтобы они смогли сделать эту работу. Более того, каждому району будет выделено примерно по 60 млн. рублей для того, чтобы они занимались дорогами второй, третьей категории, то есть неглавными магистралями. Состояние неглавных дорог в городе Екатеринбурге, к сожалению, такое, что есть нужда в финансировании именно этих работ. Также будут предусмотрены средства для решения крупных вопросов, которые будут организовываться на уровне уже городских служб. В качестве примера могу привести работы на улице Черепанова в Верх-Исетском районе. Мы зайдем с работами на улицу Машиностроителей в Орджоникидзевском районе - это очень большой объем работы. По Орджоникидзевскому району еще будет задействована улица Шефская - там будут работы на пересечении с улицей Совхозной, также будет подвергнут частичным работам и проспект Космонавтов. Это что касается Орджоникидзевского района, так как по этому району у нас на прошлой неделе был объезд. Мы имели возможность не только посмотреть дороги, но и смогли убедиться, насколько правильно мы все спланировали. Там состояние дорог действительно требует нашего вмешательства.

ВОПРОС: Пришло подтверждение из Госдумы о выделении городу 1млрд. 300 млн. рублей на ремонт и реконструкцию дорог. Поднимаем эту тему не первую программу, говорили о том, как средства будут распределяться, т.е. на каком этапе ведется работа уже сейчас?

А.М. Чернецкий: Наши обращения по поводу необходимости дополнительного выделения средств на ремонт дорог, которые мы отправляли во все возможные инстанции, наконец услышаны. Отметим, что они были услышаны партией «Единая Россия», и по настоянию руководства партии «Единая Россия» Правительство РФ внесло в Думу предложение о дополнительном финансировании ремонта дорог в 30 крупных российских городах. В целом на эти цели предусмотрено 16 млрд. рублей. Наш город Екатеринбург смог получить 1млрд. 300 млн. Возникали опасения, что в процессе корректировки этого бюджета, эту сумму уменьшат, но наша цифра устояла. Я сегодня получил официальную телеграмму от В.В. Володина, председателя Генерального Совета партии «Единая Россия» о том, что город Екатеринбург точно получит 1млрд. 300 млн. рублей. В то время как будет осуществляться корректировка бюджета, пока эти деньги придут, мы прекрасно понимаем, что это будет уже осень. Но мы не собираемся сидеть и ждать у моря погоды, уже создана программа распределения 1млрд. 300 млн. рублей, и запущены все конкурсные процедуры. Мы будем использовать ресурс подрядных организаций, в какой-то степени будем брать кредит, чтобы сезонные работы выполнять в определенное время, а не тогда, когда деньги придут, а осенью, когда денежные средства поступят, будем рассчитываться с этими структурами. Подход к выбору объектов ремонта осуществлялся таким образом: в соответствии с решением Правительства РФ эти деньги выделялись не для нового строительства, не для реконструкции, а деньги выделялись для ремонта и капитального ремонта. Нами был выбран следующий путь: во-первых, взяты во внимание мелкие объекты, небольшие дороги, замечания, которые поступали от жителей, по качеству тротуаров, въездов во дворы; каждый из районов получил по 5-7 млн. рублей для того, чтобы можно было отреагировать на обращения граждан. Во-вторых, традиционно руки не доходят до дорог 2-3 категории, если за счет собственного бюджета поддерживаются в хорошем состоянии дороги первой категории, ясно, что собственного бюджета не хватит, чтобы содержать низкокатегорийную сеть дорог. Поэтому обратили внимание, в первую очередь, на дороги 2-3 категории. Каждому району выделено примерно по 60 млн. рублей для того, чтобы они сформировали программу, опираясь на пожелания жителей, и учитывая качество дорог 2-3 категории. Есть централизованные деньги, которые будут осваиваться городскими службами. Это крупные дороги такие, как ул. Черепанова, проспект Машиностроительный в районе Уралмаш, дорога на Лесное кладбище, которая находится в не очень хорошем состоянии, уже неоднократно жители обращались по этому поводу. Программа готова, и скоро она будет опубликована, чтобы жители города знали, на какие цели пойдут эти деньги.

ВОПРОС: Во время посещения выставки вы обсудили с председателем правления Уральского банка Сбербанка России Владимиром Черкашиным вариант создания социальной карты горожанина. У нас есть Е-карта, а здесь проект, связанный со Сбербанком. Что это такое? Какие функции будет включать эта социальная карта и когда екатеринбуржцы смогут ей воспользоваться?

А.М. Чернецкий: Вы вспомните наши разговоры по поводу Е-карты. Она изначально задумывалась как транспортная карта. Но с самого начала мы говорили о том, что в будущем это будет многофункциональная карта, что по ней можно будет получать большое количество дополнительных услуг, а не только оплачивать проезд в транспорте города Екатеринбурга. Сегодня к этому проекту подключаются банки. Сбербанк не единственный, кто им занимается. Наиболее серьезно в этом вопросе продвинулся Екатеринбургский Муниципальный банк, который с предприятием «Исеть» действуют совместно. И сейчас руководство Сбербанка изъявило свое желание подключиться к этому проекту, естественно, что возможности у Сберегательного банка большие. Мы с удовольствием Сбербанк как партнера будем приветствовать и приглашать в этот проект. Что такое социальная карта горожанина? Это карта, которая выполняет несколько функций. Во-первых, это обыкновенная кредитная карта, по ней можно оплачивать проезд, жилищно-коммунальные услуги. С такой карты можно даже совершать благотворительные взносы. По данной карте можно записаться на прием к врачу. Ее можно использовать как некий идентификационный документ и т.д. Много функций будет наложено на социальную карту горожанина. Значит, сейчас Сбербанк в автономном и пилотном режиме свои предложения сделал. Мы будем делать общий единый проект по городу, чтобы всех заинтересованных участников с их ресурсами и возможностями привлекать к данному проекту для обеспечения максимального комфорта. Не должно быть проблем, связанным с местом размещения, то есть где эти карты можно получить, где по этим картам можно воспользоваться услугами терминалов. Наша задача, чтобы сеть была максимально разветвленной, чтобы были задействованы все необходимые институты, обеспечивающие комфорт использования этого документа.

ВОПРОС: О возможности привлечения Словацких компаний к строительству дорог в Екатеринбурге шла речь на встрече с чрезвычайным полномочным послом Словацкой республики в Российской Федерации. Какие-то договоренности достигнуты?

А.М. Чернецкий: Мы не ставили себе задачу, целевым образом привлекать словацкие компании. Наша встреча со словацким послом произошла на выставке «Иннопром 2010», мы с ним переговорили, он попросил о встрече. На следующий день она была организована. Он был не один, с ним пришли несколько представителей словацкого бизнеса. Как один из вариантов он предложил использовать строительные компаний, особенно компаний, которые занимаются дорожным строительством. Я всегда поддерживаю предложения, связанные с созданием максимально эффективной конкурентной среды: никаких преференций, никаких привилегий словацкие компании получать не будут. На конкурсах будут выставлены объекты, если словацкая компания выигрывает конкурс, значит, она будет работать. Мы в состоянии будем оценить, насколько качественно и эффективно словацкая компания работает, какие технологии использует. В таком ключе с ними состоялся разговор. Обсуждались еще несколько вопросов, где мы знаем, что словаки продвинулись достаточно далеко. Один из таких вопросов связан с утилизацией мусора. Мы со многими партнерами эту проблему обсуждаем. Есть предложения, которые нас на сегодняшний день не в полной мере устраивают, поэтому мы втягиваем в орбиту обсуждения все новые и новые структуры в расчете, что получим наиболее удачное предложение и с точки зрения использования новых технологий, и с точки зрения цены всего этого вопроса. Присутствие в Екатеринбурге словацких компаний может пойти на пользу города.

Источник информации: программа "Из первых уст"

Возврат к списку