Из истории создания пожарной охраны Орджоникидзевского района

Из истории  создания пожарной охраны Орджоникидзевского района 10.04.2009 В 1926 году в Екатеринбурге действовали три небольшие пожарные части. Одна располагалась на Уктусской улице (ныне улица 8 Марта), вторая – на вознесенском проспекте (ныне улица К. Либкнехта), третья – на Верх-Исетском заводе. Надзор за новостройкой завода - гиганта был возложен на пожарную часть № 2. Из самого центра города мчались пожарные на тревожный зов уралмашевцев. Такое положение совсем не устраивало руководителей стройки, много времени тратилось на дорогу пожарными.

В мае 1927 года был издал специальный приказ, в котором категорически запрещалось «сжигать в ночное время хвою от лесорубочных работ». Перед сжиганием куч требовалось «очищать на три сажени вокруг них место от сучьев и кореньев, чтобы огонь не мог распространяться и чтобы после окончания сжигания все было потушено…Лица, нарушившие правила сжигания мусора будут подвергаться штрафу до 100 рублей, а при наличии ущерба государству – принудительным работам до шести месяцев».

В 1928 году Банников А.П. настаивал «в срочном порядке приступить к устройству на территории завода и поселка пожарной вышки, с установкой на ней телефона и пожарного колокола; имеющиеся на постройке пожарные бочки немедленно привести в исправное состояние и держать их всегда на колесах,   машины – в собранном виде, готовыми к употреблению; при пожарном обозе всегда должна находится дежурная лошадь».

В июле 1930 года при АХО Уралмашиностроя был выделен пожарный подотдел с временным штатом. В него входили : начальник пожарной охраны, брандмейстер, два помощника брандмейстера, сорок восемь пожарных и сорок постовых.

Пожарное депо располагалось на улице Кировоградской (тогда Садовой), на участке между улицами Красных Борцов и Ильича, в деревянном здании с тремя воротами.

В комнатах находились склады и мастерские (все они были просто завалены какими-то штырями и пряжками, ремешками и седлами, уздечками и подковами….). Электрическая лампочка под потолком едва освещала «рабочие места»  шорников и плотников.

Рядом с депо была построена наблюдательная вышка, где находился круглосуточный пожарный пост. Дежурный пожарный с вышки мог обозревать всю панораму строительства и немедленно сигнализировать о пожаре колоколом.

На оснащении пожарной команды имелись два насоса, установленные на конных ходах. Насосы действовали вручную: на концах коромысла несколько человек поднимали и опускали поршни, таким образом в наносы втягивалась вода из резервуара, а оттуда она нагнеталась в пожарный шланг с брандспойтом.

Для тушения пожаров выезжали на конном ходу (первые машины появились только в 1932 году). Обычно пожарные привозили с собой 3-4 бочки с водой, но кроме этого у каждого дома находились «свои» бочки, из которых воду черпали ведрами.

Использовались и длинные палки с пучком мочала на конце. Пожарный окунал мочалку в бочку с водой, а потом хлестал этой мочалкой по стенам горящего дома.

Старожилы помнят пожар в доме № 10 по улице Стахановской в 1931 году. Дом, еще не законченный и не принятый комиссией УМС, заняли под общежитие сезонные рабочие. Пожар произошел ночью, видимо, от непотушенной железной печурки – времянки.

Пожарные отреагировали быстро: подставили лестницы к горящим окнам на третьем этаже, протянули пожарные рукава к яме с водой (водопровода с водой еще не было). В это время один из незадачливых жильцов через балкон попытался встать на лестницу. Когда это ему почти удалось, в стену дома ударила струя воды из брандспойта и сбила человека. Но эта же струя смягчила падение – рабочий насмерть не разбился, проболев четыре месяца, он снова вернулся на стройку.

В 1933 году пожарные принимали участие в тушении страшного пожара, случившегося в Кузнечно-прессовом цехе. На помощь заводской команде из Свердловска прибыла одна из городских пожарных команд. Пожар был ликвидирован.

В 1936 году пожарная охрана была переведена на территорию завода, а на месте пожарного депо и вышки появился конный двор.

В годы Великой Отечественной войны пожарные совместно с милицией несли службу по охране завода.

С развитием Уралмаша крепла и совершенствовалась пожарная охрана. От конных обозов, мочальных швабр пожарная охрана завода выросла в крупнейший отряд области. Адрес пожарной части: ул. Машиностроителей, 27 - теперь известен не только Уралмашевцам.

  Инспектор отдела ГПН Елена КОРШУНОВА


Возврат к списку