Неважно, какие у ребенка оценки

Неважно, какие у ребенка оценки 30.03.2009

У вашей гимназии – масса наград разных уровней, и, в том числе, несколько лет назад вы вошли в число ста лучших школ России. В чем причина успеха?

В.Б.: Гимназия никогда не работала ради наград. Наша миссия – удовлетворение прав граждан на качественное образование, наш девиз – «Открой талант в каждом ребенке». И это при условии, что мы не делаем отбора в десятые классы. Принимаем в первый, выпускаем из одиннадцатого. Не каждый ребенок может быть отличником, но в каждом есть что-то необыкновенное. Мы стараемся раскрыть такой талант, и если нам удается – это и есть главная наша награда.

В таких условиях должна быть какая-то педагогическая «фишка», позволяющая, несмотря на отсутствие отбора в десятый класс, держать относительно высокий уровень выпускников.

В.Б.: «Фишкой» является любовь к ребенку. Нам помогает в этом реализация программ «Одаренный ребенок», «Я – благополучен». Технологии проектной деятельности стимулируют наших ребят к соотнесению требований внешнего мира с самим собой. Например, один из проектов, «Легко ли быть молодым», старшеклассники осуществляют с ровесниками штата Северная Каролина (США). А чего стоят проекты «Школы юных академиков» и «Я – гражданин Екатеринбурга» для 1-4 классов! Коллектив нашей гимназии добивается развития творческих способностей в каждом ребенке от 9% на начальной ступени до 35% на средней ступени и 60% к окончанию школы.

Как вы это делаете, если не секрет?

В.Б.: Инновационное направление нашей гимназии – педагогическая поддержка каждого учащегося. Наши педагоги тщательно прослеживают раскрытие возможностей максимального развития школьника. Классный руководитель, учитель-предметник смотрят за каждым отдельно, а не за классом в целом. Мы сейчас уже пришли к идее, что оценка знаний – и даже не знаний, а оценка образования ученика у нас происходит так, как это было у иезуитов в XVI веке, которые придумали оценку и сравнение ученика с учеником. Мы к этому привыкли. Наша школа считает, что надо категорически от этого отказываться. Необходимо вести ученика и сравнивать его с ним же самим. И критерии наших отчетов в масштабах государства должны быть другими – в зоне ближайшего развития школьника. Не важно, какие оценки имеет ребенок. Он может иметь «три», но он пока на большее не способен, однако находится на сегодня в зоне своего развития. Мне очень нравятся швейцарские оценки – «хорошо», «очень хорошо», «очень-очень хорошо» (улыбается). И мы сейчас планируем приглашать к сотрудничеству другие школы, которые согласны с такой позицией. Ученик должен иметь индивидуальность, мы не должны планировать, каким ему быть. Мы можем составить образ выпускника, сделать какие-то наброски, но наброски! Не больше того! И ни в коем случае не ломать его под этот образ.

С таким подходом вы и принимать в первые классы должны были бы всех желающих… Необходимы ли подготовительные курсы для поступления в вашу гимназию?

В.Б.: У нас есть курсы подготовки к школе. Но они не являются гарантией поступления в гимназию №144. Мы готовим к школе вообще, не к 144-й школе. Другое дело, что абсолютно все эти ребята приходят поступать к нам. И это социальная проблема. Мы набираем всего два класса по 25-30 человек, при этом около 20 человек – это вторые дети, братья и сестры тех, кто уже учится в нашей школе. Мы стараемся выполнять рекомендации Министерства образования и принимать вторых детей – попробуйте-ка поучить двоих в двух разных школах! В результате, у нас остается чуть больше одного класса вакантных мест, а в школе развития учатся 140-150 человек. И мы просто не можем всех принять. Для меня это самое страшное, потому что, на самом деле, всех надо посадить за нашу парту! И это понимают городские власти.

Чем занимаются дети на подготовительных курсах?

В.Б.: Всего 8 часов занятий в неделю, из них 2 часа английского (учим имитации речи), 2 часа обучения грамоте (устная и письменная подготовка), 2 часа математики (тоже устная и письменная подготовка), 1 час этики общения и культуры поведения и 1 час занятий на тему «Окружающий мир и я». Занятия проходят с 16-00 до 17-45.

А почему немецкий язык вводится только с 10 класса?

В.Б.: Немецкий язык мы вводим только в старших классах, потому что мы хотели бы, чтобы дети действительно углубленно изучали один язык. Надо понимать, что можно ввести и три языка, только нам никто не позволит увеличить сетку часов, и это будет означать, что часы надо разделить на три. Именно поэтому мы не вводим рано второй язык: мы хотим дать возможность детям знать английский хорошо. Думаю, что мы с этим справляемся.

Личные впечатления

Школа с серьезной претензией на высокий уровень. По-хорошему амбициозное руководство, пытающееся в рамках своих кадровых и финансовых возможностей сделать максимум для воспитания Личности. Мне показалось, что в этой школе для педагогов (прежде всего, для самого директора) нет общего, серого понятия «ученики». Есть конкретный ребенок, с конкретными способностями, возможностями и потребностями, и эту индивидуальность гимназия пытается развивать, во всяком случае, она декларирует такой подход. Полагаю, особенно это важно в начальной школе, и прекрасно, если удается воплотить слово в дело. Вообще удивил системный подход к учебной и внеклассной деятельности. Одно «но»: несмотря на довольно высокий конкурс, уровень средних и старших школьников, как мне показалось после экскурсии по школе и прогулки около нее, все же на порядок ниже, чем в других языковых гимназиях.

Евгения


Возврат к списку