Будущее под нами

Будущее под нами 17.12.2008

Современный ритм нашего большого города диктует свои правила: люди стали более динамичны и мобильны в своих действиях. Люди стали более независимы в передвижении. Этому способствует инфраструктура города, набирающая с каждым годом всё большие обороты. Сегодня жизнь перегруженного автомобилями Екатеринбурга без метрополитена представить себе невозможно. Как ещё добраться с Уралмаша до центра за 15 минут? Быстро, удобно, без единой «пробки» – на метро.

Кстати, в крупных развитых городах рядом со станциями, отмеченными буквой «М», организованны специальные автомобильные стоянки. Там автовладелец оставляет свою машину и пользуется услугами метро: он огражден от "пробок", ДТП, и неблагоприятных погодных условий. Такие стоянки предусмотрены и в Екатеринбурге. Сейчас многие даже не представляют свою жизнь без этого ежедневного погружения под землю. А если вспомнить, то получается, что не так давно – всего четверть века назад - екатеринбуржцы узнали, что такое подземный общественный транспорт…

Конец лета 1980 года. 28 августа на площадке бывшего стадиона "Локомотив", что возле железнодорожного вокзала, происходит замечательное событие: во второй половине дня экскаваторщик треста Строймеханизация №2 извлекает первый ковш земли из рабочего ствола будущей форшахты станции "Уральская". И когда "КамАЗ" оседает под грузом, водитель машет собравшимся из окошка кабины: "Все... поехали!", рев мотора тонет в рукоплесканиях. Многим ветеранам масштабы строительства метрополитена напомнили строительство Уралмашзавода. И поэтому, открывая 28 августа 1980 года символический памятный знак в виде разлапистой буквы "М" на постаменте из уральского гранита, строители, представители промышленных предприятий, все, кто присутствуют на церемонии начала сооружения Екатеринбургского метрополитена, дают слово сделать все возможное, чтобы как можно скорее решить одну из самых важных проблем жизни большого города.

Официальной датой открытия Екатеринбургского метро считается 26 апреля 1991 года, когда состоялся торжественный митинг на станции «Машиностроителей». Метро - это стройка для людей. С метрополитеном связаны многие мечты архитекторов, планы горожан на будущее. С первых дней метрополитен приковывал внимание горожан. Его проблемы, сроки сдачи в эксплуатацию, архитектурный облик обсуждались не только специалистами. Метро стало тогда еще для свердловчан народной стройкой... Трасса первой очереди определилась от станции "Проспект Космонавтов" до станции "Чкаловская", протяженностью 11,6 километров, она имеет 9 станций.

Первую очередь разбили на два пусковых участка: первый - от станции "Проспект Космонавтов" до станции "Площадь 1905 года" и второй - от центра города до автовокзала. Предполагалось, что этот участок будет самым напряженным с пассажиропотоком 400 тыс. в сутки.

Время сообщения от станции "Проспект Космонавтов" до станции "Чкаловская" составит 25 минут. Екатеринбург с момента открытия первой станции метро вырос и в количестве жителей, и в количестве автомобилей. Поэтому уже сегодня потребность в дальнейшем строительстве и открытии новых станций возросла в десятки раз.

В этом году раздел "Подземное строительство" впервые в истории включен в Генеральный план строительства города до 2025 г. Совсем недавно, 5 сентября произошло значимое событие в жизни Екатеринбурга – в 11:35 горнопроходческий комплекс «WIRTH» закончил прокладывание левого перегонного тоннеля и вышел в котлован станции метро «Ботаническая». Как сообщил присутствующий на мероприятии генеральный директор компании «Метрострой–ПТС» Юрий Дозорец, комплекс работает под землей Екатеринбурга уже 12 лет. - Он пережил сложные времена, сложные и для метростроя, и для города, и для страны в целом, - заявил генеральный директор «Метростроя-ПТС». - В том, что он до сих пор находится в рабочем состоянии и прослужит городу еще много лет, заслуга коллектива рабочих, которые трудятся на нем все эти годы.

Присутствовавший тут же депутат Свердловской областной Думы Владимир Машков заявил, что депутаты будут всеми силами бороться за своевременное финансирование проекта. - Нам выделено порядка 300 млн. рублей из федерального бюджета, однако они еще не пришли. Мы буквально выбьем эти деньги, – пообещал он. На самом деле, сначала была договоренность о вложении в строительство екатеринбургского метро в 2008 году 500 млн. рублей из федерального бюджета, позже сумма была снижена до 350 млн.

Однако, как сообщил генеральный директор компании «Метрострой-ПТС» Юрий Дозорец, «на сегодняшний день из этих денег получено ровно ноль». Своевременный пуск в эксплуатацию станций «Ботаническая» и «Чкаловская» екатеринбургского метрополитена может не состояться из-за нарушения сроков финансирования объекта. До декабря комплекс ВИРТ будут ремонтировать и разворачивать в обратном направлении. А в середине первого зимнего месяца его направят рыть правый перегонный тоннель между станциями «Ботаническая» и «Чкаловская». Оставшиеся 1,5 километра комплекс должен пройти за год. С тем, чтобы уже в 2010 году полностью запустить в эксплуатацию две станции, закончив тем самым строительство первой ветки екатеринбургского метро. Это только планы. Воплотятся ли они всего через какие-то два года? Пусть сейчас у нас и самое короткое в мире метро, зато оно самое лучшее по дизайну отделки. Кроме того, оно вносит существенный вклад в разгрузку городских дорог.

К слову, метрополитен планируется развивать не только в сторону самого города, но и в сторону городов-спутников. Губернатор Свердловской области Эдуард Россель и глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий не так давно обсудили возможность продления линии метрополитена от Уралмаша до Верхней Пышмы, которая является ближайшим городом-спутником столицы Среднего Урала. В этом направлении метро можно будет строить открытым способом, то есть достаточно быстро и с минимальными затратами. Как сообщалось в пресс-службе администрации города, не исключается возможность вывода электропоездов на поверхность, как это практикуется, например, в Москве.

Остается только надеется, что всё останется не только в планах. И через каких-нибудь лет 20 наш метрополитен сможет сравниться по количеству станций с Московским.

Метро – это такой отдельный подземный, пусть у нас еще совсем маленький, но все же город. Здесь свои движения, свои люди, своя маленькая кипящая жизнь. Каждый день здесь проходит несколько сотен тысяч человек, все торопятся, впопыхах, между станциями читают несколько страниц своей книги и вновь на поверхность: по делам, на работу, на учебу, домой. Как и любой другой городок, метрополитен ждет своего развития. Остается надеяться, что совсем скоро эти ожидания оправдаются.

Те звуковые объявления, которые сейчас звучат в вагонах, появились в 2002 году после открытии станции "Геологическая". Все объявления произносятся женским голосом, с приятным уральским говором. Напоминания о забытых вещах звучат только на конечных станциях и на вокзальной станции "Уральская", где также сообщают о выходе к железнодорожному вокзалу. Самое примечательное в объявлениях Екатеринбургского метро - это то, что здесь не начинают объявления, обращённые к пассажирам с привычной фразы: "Уважаемые пассажиры", а сразу начинают излагать суть объявления.

Ольга БОГАТКОВА


Возврат к списку