Бездомный театр

Бездомный театр 08.10.2008

Пять минут назад в этом зале с бархатными шторами и софитами под потолком закончилась репетиция. Прожекторы гаснут, включаются обычные лампы, и в их свете становятся видны белые подтеки на черном бархате – крыша протекла.

Хотя сказать, что протекла именно крыша, довольно сложно. Ее вообще нет. Строители убрали старую кровлю, а потом возникли проблемы с пожарными. Ремонт встал, а крыши не стало. Майские же дожди сделали свое дело: вся известка с потолка оказалась на кулисах, деревянная сцена разбухла от воды, с таким трудом купленный кондиционер захрипел наподобие Дарта Вейдера из «Звездных войн». Но репетиция прошла и в таких условиях. Последняя репетиция в собственном помещении. Через полчаса после нее в комнате обнажатся зеленые стены, которые два года были занавешены черной материей. На следующий день театральная мастерская Гимназии №205 «Театр» окончательно перевезет свои вещи в другое помещение, где они останутся лежать и по сей день.

Описанные события произошли весной 2007 года. Тогда помещение у театральной мастерской забрали, чтобы восстановить детский сад. Дошкольные учреждения, безусловно, нужны, но загвоздка в том, что никакого другого здания театру предоставлено не было. Он оказался на улице. А занимались в нем около ста детей с первого по одиннадцатый класс. И театр-то не из последних: и в Берлин на фестиваль ездил, и диплом первой степени на всероссийском конкурсе в Ангарске получал, и гран-при на фестивале детских и игровых коллективов в Тюмени выигрывал. На целый год «обездомненных» приютил у себя детско-юношеский театр «Игра».

Но вечно это соседство продолжаться не могло, поэтому режиссер Евгений Крайзель больше занимался не творческой деятельность (о спокойных репетициях можно было забыть), а обиванием порогов чиновников. Итог: через год помещение найти удалось, но в таком состоянии, что заниматься там без капитального ремонта просто опасно для жизни. Это уже не говоря о мало-мальски оборудованной сцене.

Сейчас декабрь, а театральный сезон еще не открыт. Режиссер театральной мастерской гимназии №205 Евгений Крайзель так описывает свое положение: «Мы сейчас пришли к тому, чего больше всего опасались: репетиции проходят в здании нашей гимназии среди парт. Вы понимаете, что это убивает всю атмосферу театра, особенно, что касается первоклашек. У меня есть хорошая команда режиссеров, а условий для работы нет. Но, как видите, помещение я все-таки нашел, теперь осталось найти деньги. И у меня есть надежда, что они скоро будут. Но на это уже ушло больше года, сколько уйдет еще, я не знаю, да и ремонт займет время». Но проблема даже не в том, что нет помещений для театров, нет денег для них, главное, нет желания что-либо делать у людей, работа которых - обеспечение образовательных и досуговых учреждений.

«Я уже хочу заниматься творчеством, ставить спектакли, а не постоянно доказывать чиновникам, что театр нужен детям» - вздыхает режиссер. Но чиновникам он не нужен, им интереснее выполнить предписание, план, создать столько-то детских садов, неважно, какими целями. Но ребенок растет, он пойдет в школу, а после уроков у него будет свободное время. Но если ему нечем будет его занять, он останется сидеть перед телевизором (и это в лучшем случае). И пусть все, кто выходит на сцену маленьких детских театров, не станут актерами (такой цели никто и не ставит), зато человек никогда не будет бояться выступить перед другими, прочитать доклад в школе, защитить курсовую в университете или план развития своей фирмы перед инвесторами. Такой человек научится работать в команде, будет творческим. Разве эти вещи так уж бесполезны в нашей жизни?

Театр как система воспитания дает результаты. Но чтобы выйти на сцену, нужно чтобы было, куда выйти. Приведенный пример – не единственный.

Вот что рассказывают дети о своих театрах:

Ирина Скорнякова, образцовый детский коллектив театр-студия «Алые паруса», г. Киров: - У нас небольшой кабинетик, размером возможно чуть больше гостиной комнаты, где сцена - это своего рода порог. Конечно, там есть кулисы и даже один софит, но сцена сделана неудобно - вход в зрительный зал через этот порог-сцену, потому если зритель к началу спектакля чуть-чуть опаздывает, то может увидеть его только из коридора. Но так как сцена не наша, и, кроме нас, во дворце еще десятки коллективов, то мы постоянно испытываем трудности с репетициями. Да и оснащение страдает.

Полина Васильева, театр «Зеркало» Детско-юношеского центра «Контакт», г.Екатеринбург: - Софиты?! Свет: две лампы и кнопка «вкл-выкл». А живем мы в ДЮЦе "Контакт". То, что там есть, сценой называть трудновато… Актовый зал, с последних рядов ничего не видно. Места мало, ничего менять и трогать нельзя!

Есть дети, которые хотят заниматься, есть режиссеры, которые хотят ставить спектакли, но нет условий для этого. Все детские театры сегодня живут засчет энергии своих руководителей, воспитанников и их родителей. Но даже самый лучший аккумулятор без подзарядки долго не протянет. А главный генератор – наше государство - делиться своими ресурсами пока не спешит…

Елена МАЛЕНЬКИХ


Возврат к списку