Танцевальная архитектура символов

Танцевальная архитектура символов 28.03.2009

Переговаривающиеся в ожидании зрители, перебегающие ножки актеров в черных туфельках, слегка заметные из-под кулис, большой зал центра культуры «Урал», конец марта и театр «Провинциальные танцы»: спектакль «После вовлеченности. Диптих. Часть II».  Здесь актерами являются не только люди – вместе с ними играют вещи, музыка, свет и даже тень на красной стене. В этом спектакле преобладают чистые цвета – красный, черный, синий и белый, без лишних примесей, с четкостью смысла.

Изящная архитектура движений, созданная хореографом Татьяной Багановой и талантливо выстроенная композиция, которая раскрывает основную идею спектакля о том, что человек не принадлежит самому себе, привлекает разную зрительскую аудиторию. Современным искусством интересуется не только молодежь и люди среднего возраста, но и пожилые люди:

 – Для нас это язык совершенно новый. Вот и ходим на разные спектакли, чтобы понять его, очень это интересно», – говорят такие зрительницы.

Чтобы донести до аудитории идею, актерам не нужны слова, достаточно лишь движений, которые они, кажется,  делают так легко, словно бы на сцене другая сила тяжести. С интересом вытягиваешь шею, чтобы заметить какие-то детали всего происходящего на сцене – вот актеры «плывут» по красной стене, едва касаясь ее ногами, и тут же, на другом конце сцены, уже разворачивается новое действие. Не смотря на динамичность спектакля, композиция построена так, что эмоции зрителя движутся вместе с тем, что происходит на сцене, поддерживаемые сменой музыкальных настроений, света и действий актеров. Действия в основном такие, какие мы нечасто производим в повседневной жизни, однако вполне можем их повторять, открывая для себя новые ощущения. Например, мы также, как и актеры театра «Провинциальные танцы» можем имитировать ветерок, спуская воздушный шар и направляя на себя воздух. Так зачем же мы вообще посещаем спектакли?

– Сегодня я прихожу на этот спектакль уже в третий раз, и собираюсь еще, потому что каждый раз открываю для себя какие-то новые смыслы и учусь, прежде всего, учусь и вижу, к какой искусности надо стремиться, - говорит Валентина, зрительница.

Критики тоже оценили работу тетра «Провинциальные танцы» –спектакль «После вовлеченности. Диптих. Часть II» удостоился Национальной театральной Премии «Золотая маска» –  был признан первым в номинации «Лучший спектакль современного танца» в 2008 году. Выходя из зала, зрители тут же делились друг с другом впечатлениями, чего обычно не бывает, например, после просмотра фильма в кинотеатре.

 – Мне кажется. Этот спектакль об интимной стороне жизни. Он об отношениях мужчин и женщин в современном мире, я бы даже сказала, в современных джунглях. Прежде всего, я почувствовала это именно в музыке, - говорит Анна, зрительница

Музыкальные переходы – от энергичных, даже слегка ирландских ноток вначале, под которые так привлекательно смотрится тщательно выстроенные парные танцы, до резких отрывочных звуков в кульминации, движется музыкальный ряд.

Иван, молодой человек, присутствующий на спектакле заметил:

– Могу сказать, что звук временами даже несколько резал ухо, а красный и синий свет, эти два спектра, наносили некоторый удар по подсознанию. Известный факт, что фильм «Звездные войны» именно потому снимался в голубом свете, чтобы оказать как можно более сильно воздействие на зрителя, а здесь вместо разных космических персонажей в новом значении выступают предметы быта – мука, пылесосы, ложки, кружки.

Не берусь судить, насколько силен был этот самый «удар по подсознанию», однако замечу, что в спектакле действительно много неожиданных трансформаций предметов и плоскостей. К спектаклю «После вовлеченности» можно отнестись как к изящному ребусу и посвятить время разгадыванию символов, которые делают спектакль именно спектаклем, а не просто танцевальной постановкой. Важным символом является здесь шар, внутри которого кричит никем не услышанная девушка, и другие шары, поменьше первого, но тоже очень важные. Актеры танцуют настолько искусно, что надувают эти самый шары, не прерывая движений.

Можно находить разные смыслы, вложенные в это действо, однако все же не стоит забывать о том, что смыслом искусства является само искусство, а потому можно отнестись к спектаклю «После вовлеченности. Диптих. Часть II» как к удивительному, доставляющему эстетическое наслаждение зрелищу и не пытаться найти в нем проблем современного мира, облаченных в художественную форму.

Последние показы спектакля состоятся в апреле-мае на сцене театра балета "Щелкунчик". Уже утвержденная апрельская дата выступления - 23 апреля.

Татьяна ЩЕЛКАНОГОВА


Возврат к списку