Цивилизованный коммунальный сервис возможен ... при наличии конкуренции между управляющими компаниями

Цивилизованный коммунальный сервис возможен ... при наличии конкуренции между управляющими компаниями Первое заседание пресс-клуба «Школа грамотного домовладельца» состоялось 18 сентября в Екатеринбурге. За круглым столом для обсуждения собрались вице-президент Всероссийской Лиги защитников потребителей Андрей Артемьевпомощник депутата Екатеринбургской городской Думы Николая Лантуха Виктор Замков, управляющий УК «Пионер» Михаил Титаренко, главный инженер УК «Сервис-Юг» Василий Юрин

Цель создания пресс-клуба «Школа грамотного домовладельца» - обсуждение событий, законопроектов, актуальных тенденций на рынке ЖКХ, формирование юридической грамотности населения при взаимодействии с управляющими компаниями, ориентирование в информации о работе УК, организация встреч со специалистами. Первое заседание пресс-клуба было посвящено текущей ситуации на рынке ЖКХ города, эффективным формам управления многоквартирными домами, анализу работы управляющих компаний, ответственности и гарантиям УК перед владельцами квартир, механизму смены управляющих компаний.  

Сегодня жители лишь некоторых домов Екатеринбурга могут сказать, что их устраивает работа управляющей компании или иного ведомства, ответственного за коммунальное обслуживание дома: многоквартирные дома находятся в неудовлетворительном, а иногда и запущенном состоянии. 80% жалоб горожан в Комиссию по городскому хозяйству связаны со сферой ЖКХ. Между тем большинство граждан исправно платят за квартиру – 100% стоимости коммунальных услуг: в среднем за год эта сумма составляет 25 000-35 000 рублей. Многие понимают, что их домами управляют неэффективно, а деньги расходуются неправильно, но не знают своих прав и не могут указать управляющим компаниям на их обязанности.

Напомним, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ и иными нормативными актами, принятыми в его развитие, в России не должно остаться ни одного жилого дома, схема управления которым не приведена в соответствии с требованиями нового жилищного законодательства. На сегодняшний момент существует три формы такого управления: непосредственно собственниками, товариществами собственников жилья и управляющими компаниями. В то же время все управляющие компании сейчас являются самостоятельными хозяйственными субъектами и никакого отношения к муниципальной собственности не имеют, поэтому собственники жилья сами несут ответственность за выбор управляющей компании и, как следствие, за качество работы, которая она предоставляет.Сегодняшняя реальность – это переход от компаний-монополистов, которыми являлись ЖЭКи, аккумулирующие всю коммунальную инфраструктуру, к небольшим компаниям, которые должны обеспечить жителям города надлежащий уровень сервиса.  

Поводом для обсуждения на пресс-клубе стала также рекомендация постоянной Комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и землепользованию в адрес Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга разработать нормативные документы, регулирующие порядок передачи многоквартирных домов от одной управляющей организации к другой.

Виктор Замков, помощник депутата Екатеринбургской городской Думы Николая Лантуха:

-15 сентября Комиссией по городскому хозяйству было принято решение о необходимости рекомендовать Администрации города разработать пошаговый механизма вхождения на рынок новых управляющих компаний. Отмечу, что, объективно оценивая деятельность некоторых управляющих компаний и уровень коммунального обслуживания в некоторых районах города, мы считаем необходимым рекомендовать жителям расторгать договоры с управляющими компаниями, работа которых их не устраивает и искать более эффективные. Нередко происходит так, что только с появлением в районе новой конкурирующей компании недобросовестные организации, обслуживающие конкретные дома, начинают делать то, что не делалось годами. Нужно давать работать на рынке новым УК, создавая здоровую конкуренцию среди управляющих компаний и возможность выбора для людей. 

Участники пресс-клуба проанализировали опыт управляющих компаний, уже успешно работающих на рынке Екатеринбурга, способных предложить набор услуг и качество обслуживания, отвечающих запросам населения и предлагающих новый коммунальный сервис.

Опыт выхода на рынок прокомментировал Михаил Титаренко, управляющий УК «Пионер»:

-Мы считаем, что УК – от слова «управлять», грамотный управленец успешно справится с задачами в любой сфере деятельности. УК не должна «сама закручивать гайки» ее задача - эффективно выстроить работу с различными службами и обеспечить эффективное бытовое обслуживание дома: включая и коммунальный сервис, и охрану, и взаимодействие с правоохранительными и социальными службами, и введение услуг, востребованных временем, к примеру, установку платежных терминалов в шаговой доступности жильцов и так далее – чтобы при любой потребности человек мог обратиться в свою управляющую компанию, зная, что здесь ему гарантированно окажут качественные услуги по цене ниже, чем если обращаться в сторонние службы. За месяц работы в районе Пионерский мы провели 30 собраний с жителями района, в результате которых 6 домов уже приняли решение о смене УК, обслуживающей ранее р-н Пионерский, в пользу УК Пионер, потому что за последние 7 лет в их домах коммунальным хозяйством никто не занимался.

Уровень обслуживания, качества жизни в наших домах и дворах напрямую связан с нашей вовлеченностью в вопросы управления собственным имуществом. По мнению Андрея Артемьева, вице-президента Всероссийской лиги по защите прав потребителей, зачастую собственники действительно не участвуют в выборе управляющей компании, а пассивно принимают сложившуюся ситуацию: 

 -Минимальное количество грамотных управленцев способны выполнить максимальную задачу – в этом отличие новой системы, построенной на грамотной работе управляющих компаний. Время, когда люди оплачивали квитанции за коммунальные услуги, и не спрашивали, за что они платят, прошло, сейчас нужно понимать, за что отдаются  каждые 100 рублей. Мы собственники, и если мы не хотим ничего сделать сами для себя, никто за нас не сделает. Было бы замечательно, если бы жители города создавали свои собственные рейтинги эффективности работы управляющих компаний, как это практикуется, к примеру, за рубежом. Если мы преодолеем свою инертность, процесс смены управляющих компаний и выбора в пользу более эффективной пойдет быстрее.

Только конкуренция между управляющими компаниями способна сформировать по-настоящему цивилизованный рынок коммунального сервиса. Это станет возможным, если в коммунальный бизнес будут приходить грамотные, опытные, инициативные управленцы. Необходимое условие – обязательный рост ответственности и профессионализма уже действующих на рынке компаний, понимание запросов потребителей, а также активное участие самих собственников жилья в выборе своей управляющей компании и взаимодействии с ней: четкое согласование условий договора, требование регулярной отчетности за выполненные работы, знание своих прав и обязанностей. 


Возврат к списку