Статьи Химмаша и Уктуса

В разделе "Статьи Химмаша и Уктуса" Вы можете всегда прочитать актуальные публикации о ЖКХ, медицине и здоровье, спорте, строительстве, детях в Екатеринбурге и т.д.

Взрослая детская жизнь

Взрослая детская жизнь

Каждый из нас хранит в своей памяти такие воспоминания, про которые говорят, что они «родом из детства». Сколько волшебных впечатлений несла с собой улыбка матери, прогулка с друзьями, совместная рыбалка с отцом?..

А теперь давайте представим, что у вас не было детства. Давайте подумаем, что было бы, если б, скажем, в возрасте трёх лет вас вышвырнуло из этого уютного уголка в суровый взрослый мир, полный жестокости и грубости? А между тем, немалое количество детей ежедневно теряет своё детство раз и навсегда. И происходит это по вине самых близких им людей – их родителей.

Встречаются разные случаи – порой пап и мам лишают родительских прав, порой дети остаются сиротами, порой детей просто оставляют, отказавшись от них. Дальнейшая судьба их складывается по-разному. Иногда дорога, которая берёт своё начало от потери детства, лежит через органы социальной защиты.

Мы отправились в Центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района и побеседовали с Людмилой Афанасьевой, заведующей стационарным отделением Центра.

- Людмила Анатольевна, расскажите в общих чертах, что представляет собой этот центр?

- Здесь мы занимаемся реабилитацией детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Возраст наших воспитанников от 3 до 18 лет. Они попадают к нам по самым разным причинам – это и дети, оставшиеся без попечения родителей, и те, кто попадают по так называемым социальным показателям, когда родители не в состоянии воспитать своего ребёнка и обеспечить его хотя бы каким-то минимумом заботы, тепла. Очень важна здесь и материальная сторона, ведь ребёнок - это большая ответственность для своих мамы и папы, и вместе с тем, это и большие расходы. Некоторые родители, к сожалению, не способны содержать своих детей. Сначала ребёнок поступает в приёмное отделение, где происходит диагностика его здоровья. Затем уже к нам, где ему и предстоит жить какое-то время. Здесь с ним ведут работу педагоги, психологи, дефектологи, воспитатели. Многих детей затем отправляем в школу. Что касается времени нахождения в центре, то ребята содержатся здесь до жизнеустройства, то есть пока их не возьмут в семью желающие, или до окончания школы.

- Какие отношения складываются между ребятами? Легко ли им наладить контакт друг с другом?

- Очень часто, когда дети попадают к нам, они сторонятся других, зажаты, пугливы. Но со временем это всё удаётся преодолеть. Не полностью, конечно. Ведь вернуть им доверие к окружающему миру очень непросто. И в полном объёме этого сделать не удаётся. Несмотря на все те сложности, которые им пришлось испытать, мы живём тут одной большой семьёй. Проблемы возникают, естественно. Однако нам сообща удаётся выходить из всех этих конфликтных ситуаций. Очень ответственно ребята подходят к разного рода экстремальным ситуациям. Скажем, когда кто-то подолгу не звонит или просто-напросто не появляется у нас, то дети мобилизуются и сами начинают искать пропавшего. Обзванивают друзей и те места, где он может находиться. В конечном итоге находят и говорят нам что да как. Без преувеличения можно сказать, что все вместе ребята представляют собой саморегулирующийся коллектив. Многие проблемы решаем внутри, что очень радует. Если кто-то из новеньких начинает воровать, то с этим всем тоже разбираются сами ребята, причём весьма конструктивно. Это очень важно, т.к. сами наши воспитанники помогают персоналу в продвижении некой единой идеи, способствующей построению именно коллектива, а не просто сборища людей.

- А насколько самостоятельны дети?

- Вы знаете, очень часто бывает, что в своей семье, до попадания к нам, эти дети являются практически единственным человеком, который знает где что лежит, где что находится, и когда что нужно сделать. Ведь у родителей либо на них нет времени, либо нет ещё и желания проводить время с ребёнком. Не забывайте о том, из каких семей к нам попадают ребята. Зачастую там взрослые постоянно пьют, т.е. фактически отсутствует какое-то взаимодействие между родителями и детьми. Такие условия просто вынуждают ребёнка быть самостоятельным. И вот когда он попадает к нам, то весьма трудно бывает эту его самостоятельность направить в конструктивное русло. Перед нами стоит задача преобразования протестующего поведения именно в истинную самостоятельность, другими словами – в самостоятельность принятия решений.

А вот что говорят сами воспитанника Центра. Юля и Кристина – подруги, учатся в 7 классе, правда, в разных школах. У обеих ярко, но аккуратно накрашены глаза. Видно, что особого желания разговаривать и рассказывать о себе у них нет.

- Девчонки, вы что, собрались куда-то? Такие красивые!

- Да нет, мы всегда такие!

- Вам здесь нравится? Как общаетесь с другими ребятами?

- Да, тут классно. Мы легко нашли с остальными общий язык и спокойно общаемся, причем не только с теми, кто из Центра, но и с теми ребятами, с которыми учимся в школе. Из Центра мы спокойно можем выходить, гулять, главное – предупредить взрослых. Так что мы частенько гуляем по Химмашу, нередко ездим на Вторчермет, где у нас тоже много друзей. - А чем вы занимаетесь в Центре?

- Ой, да мы больше гуляем... А когда остаемся тут, то обычно смотрим фильмы на DVD, слушаем музыку.

- Увлекаетесь чем-нибудь? Спортом, музыкой?

Кристина: - Я раньше занималась гимнастикой, легкой атлетикой, рукопашным боем, в первом классе ходила в музыкальную школу, училась играть на фортепиано. Но потом все надоело...

Юля: - А я рисовать люблю...Ну, как рисовать, срисовывать.

Другая девочка – Влада, 11 лет. Она попала сюда, когда её маму лишили родительских прав. Ситуация в семье была очень тяжёлая, мать сильно пила, девочке зачастую приходилось ночевать у каких-нибудь знакомых, иногда даже в картонных коробках. Когда Влада училась в четвёртом классе, ей поставили диагноз «менингит». Затем было установлено, что это не менингит, а клещевой энцефалит. Заболевание дало осложнение на ЦНС, что сильно сказалось на успеваемости Влады в школе. Остаётся лишь удивляться, как при таких обстоятельствах Влада сохранила желание общаться с окружающими.

- Влада, скажи, как долго ты находишься здесь?

- Совсем недавно.

- Удалось уже привыкнуть к новой обстановке?

- Очень трудно пока. Всё по-новому.

- А у тебя здесь есть друзья? Ну, или те, с кем ты больше чем с другими общаешься?

- Друзей пока нет, но есть девочки, с которыми проводим время. Вот с ними и общаюсь.

- А тебе вообще нравится здесь?

- Ну да, тут нас и кормят, и заботятся о нас. Не так как дома.

- Ходишь в школу?

- Да, я сейчас в шестом классе.

- А нравится в школе? Может, есть какие-то предметы, по которым лучше других успеваешь?

- В школе мне не нравится. Не нравится потому, что некоторые учителя кричат, оскорбляют. Правда, есть и хорошие учителя. Вот, по ОБЖ, например. По этому предмету я и учусь на отлично, всегда пятёрки! Может, если бы по другим учителя хорошие были, то и по другим бы предметам хорошо училась. А вообще, я до четвёртого класса одни пятёрки получала! Но потом вот с головой это всё случилось, и многое не помню из того, что учили раньше. Например, по математике. Я даже к учителю подходила, просила, чтобы мне заново объяснили, но она говорит, что нет времени на меня.

- А кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

- Раньше хотела стать моделью. Но в четыре года обожгла сильно ноги, и теперь из-за ожогов моделью не стать. Потом хотела быть хирургом, но мама сказала, что я могу кого-нибудь порезать ещё или убить. Поэтому от этой идеи тоже отказалась. Сейчас думаю о том, чтобы стать поваром. Я готовлю очень хорошо!

- А что больше всего любишь готовить? Есть у тебя какое-нибудь любимое блюдо?

- Уху люблю готовить и вообще всякие супы! Но пересаливаю всё время. Пробую – вроде недосол, солю ещё. А потом кто-нибудь ест и спрашивает, чего это я так насолила-то?

В заключение стоит отметить, что у большинства детей, оказавшихся в подобных учреждениях, есть родители. Но из-за нечеловеческого отношения к ним со стороны тех, кто, казалось бы, должен любить и заботиться, эти дети оказываются на обочине жизни. Вытащить их оттуда помогают вот такие центры.

Наталия ВЕРШИНИНА

Александр ТХОРЕВСКИЙ


Возврат к списку