Камвольный "арт-завод"

Камвольный "арт-завод" 28.08.2009 В четверг вечером открылся международный фестиваль современного искусства «Арт-завод».

Территория камвольного комбината превратилась в несколько арт-цехов.

У входа контролер дал мне флаер, на котором были написаны загадочные слова: «Современное искусство, актуальные художники презентуют свое концептуальное творчество».

Разгадать головоломку помогли волонтеры: 

- Современное искусство – авторское, его можно интерпретировать по-разному, потому что автор может даже не вкладывать чего-то особенного, и тут сам уже додумываешь. И, наоборот, можно просто не знать, что он хотел сказать, т.к. это довольно сложно! Этот фестиваль проходит для развития современного искусства в Екатеринбурге и в России, где его мало знают.

На территории завода самое первое, что бросается в глаза - это огромное «Ляпустино сердце». Алексей Ляпустин был председателем цехкома комбината, а в военные годы летчиком. Во время дежурства по охране законности и общественного порядка был подло убит. Убийца, длинноволосый футболист, был расстрелян. Алексей Ляпустин посмертно награжден орденом красной звезды, его именем названа одна из улиц Екатеринбурга.

В главном арт –цехе №3 среди инсталляций расположен цех по производству даблоидов, в котором работают сотрудницы комбината. На вопрос, что это такое, коллектив дружно отвечает :

-Даблоиды!

«Даблоид имеет форму стопы с хвостиком. Он есть абсолютно у всех. Есть несколько разновидностей: русский, украинский и так далее. Обычно, первая встреча происходит, когда человек один. Он успокоится, прекратит суетиться, закатит глаза и увидит напротив  его самого»,- пишет Леонид Тишков, московский художник.

-А зачем же их шить так много????

-Мы сами не знаем, нам сказали шить, да побольше!!!

Любезный волонтер пояснил:

-Труд по производству даблоидов освобождает сознание, т.к. этот труд совершенно бесполезный. Даблоид - это символ освобождения. А самый гигантский   даблоид экспонировался в Стокгольме.

Зал быстро наполнился желающими познать современное искусство, и вот, началось.

Открыла выставку директор фестиваля Алиса Прудникова:

 -Фестиваль «Арт - завод» - это уже второе масштабное мероприятие в рамках программы «Уральские заводы: индустрия смыслов». Для Екатеринбурга и Урала в целом как-то глупо не использовать такое богатство наших промышленных ресурсов для нового видения представления города и региона на российской и международной сцене. На следующий год мы планируем еще больший проект, который будет проходить в нескольких городских пространствах, и таким образом фиксировать Екатеринбург уже на международной карте искусства.

Своими ощущениями поделился председатель Правления камвольного комбината Игорь Сельков:

-То, что ощутилось на этой неделе, сегодня, это новая энергетика на промплощадке, совершенно другие лица и люди. Это интересно, и поэтому мы предоставили площадь для этого мероприятия. Трудно измерить какими то критериями, метрами, километрами, тоннами, рублями, долларами наше счастье, удовольствие, ощущения. Хочется, чтобы в нашем асфальте и бетоне было побольше ярких пятен, которые мы сегодня видим на нашей промплощадке. Она радует глаз, интересует, заставляет о чем-то задуматься. Я признателен коллегам за то, что они приукрасили наш быт, пригласили большое количество людей с новыми мыслями, взглядами, с совершенно иной современной энергетикой.

Затем слово взял генеральный директор государственного центра современного искусства Михаил  Миндлин:

-Современное искусство по основным характеристикам междисциплинарное. Оно не ограничивается в рамках традиционного музея, потому что сегодня само слово «музей» это уже архаика. Современное искусство - это очень динамичная вещь. Активно развивается и взаимодействует с самыми широкими слоями общества. Дело в том, что современное искусство очень многое заимствует у промышленников. С одой стороны оно вмонтируется в промышленное пространство, наполняет его, трансформирует и потом транслирует в самую широкую социальную среду. Сегодня мы знаем, что самые модные аксессуары, вещи высокой моды производятся с использованием откровенно промышленных материалов, то, что раньше трудно было даже представить. И в этом смысле - это мощный процесс, который развивается во всем цивилизованном мире.

Широкой публике может показаться, что это развлечение: что-то нарисовали на колоннах, появились какие-то странные, невнятные, непонятные объекты на стенах, там происходят какие-то странные перформансы. Понятно, что перформансы являются основой развития хаусного и экспериментального кино, современного театра и танца. Это основа, с которой рождаются современные тенденции. А для чего это нужно, и какое может быть прикладное применение на уровне социума, государства? 

Название фестиваля может показаться странным «Сопромат: сопротивление материалов»

Ответ организаторов:

 -Мы бы хотели делать фестиваль не просто абстрактным арт-событием, а   задать ему направление. В данном случае - это художественный анализ отношений, характеризующихся конфликтом, особым нервом. Сопромат - сопротивление материалов, сразу вызывается масса ассоциаций у наших художников. С одной стороны это проекты метафорически абстрактные, в которых главное взаимодействие между различными элементами - это интерактивные инсталляции, саунд-инсталляции, кинетические и т.д., в которых вы можете поучаствовать. С другой стороны, материалы - это сам завод. Художников вдохновил завод и его легенды.

После церемонии открытия всех посетителей пригласили в Performance-цех.

Любопытный арт-народ быстро нашел эту творческую кузницу. Представление задерживается, начинается недовольство:

-Весь перформанс заключается в том, чтобы позвать и не пускать!

Но ошибалась нетерпеливая леди. Всех пустили, и голландский гость Эдвин Ван дер Хайде коротко пояснил свое творчество:

- В своих перформансах я работаю со звуком и цветом. Это дает прямое взаимодействие между звуком и трехмерным пространством, которое можно наблюдать. Этот перформанс посвящен окружающей среде. 

К сожалению, немногие поняли, что же это такое «перформанс» и, не дождавшись окончания, ушли   в уже прославившуюся   башню с призраками. Это оказалась аудиоинсталяция «Задушевная». В диком восторге, серьезные с виду, джентльмены «запускали в башню своего духа» криками «ага» или «эгей», который превращался в дразнилку-фантома невидимого, но слышимого.

Аудиоинсталяция была одной из немногих, которые могли рассмешить, все остальные заставляли задуматься.

Инсталляция «Жажда» состоит из двух частей. Первая создана из кусков хозяйственного мыла, а вторая это две бутылки воды, подвешенные сверху. Вода поступает через два канала и капает сверху. Мыло тает. Создается впечатление «истекать кровью».

«Неосознанная жажда к саморазрушению, особенно свойственна русскому человеку»- считает автор из Екатеринбурга Анатолий Вяткин.

По словам куратора фестиваля, четверг и пятница будут более музыкальные, чем последующие дни. В субботу будет перформанс московской компании.. На протяжении всего фестиваля: дневные мастер- классы, лекции. Последний день будет посвящен танцу. В Екатеринбурге сильны танцевальные традиции, и свердловские компании представят свои работы.

Наталья НЫРОВА


Возврат к списку